Наш прогноз более чем месячной давности полностью подтвердился. Уже тогда было ясно, что в окончательном бюллетене останется семь-восемь кандидатов. И такой вывод базировался на логике нынешней избирательной кампании. Теперь такую цифру финалистов называет и глава Центризбиркома.
Итак, никто изначально не сомневался, что в выборах примет участие Владимир Путин. Хотя президент тянул до последнего, пытаясь усилить интригу грядущего марафона.
Ясно было, что в выборах обязательно примет участие компартия, для которой такая кампания носит мобилизационный характер, позволяющий встряхнуть региональные организации. Другое дело, что вместо неизменного Геннадия Зюганова в бюллетене будет фигурировать Павел Грудинин. Но эта рокировка легко объяснима. С одной стороны, и президентская администрация делала всё для привлечения к выборам свежих, незатасканных лиц. С другой, и Зюганов на восьмом десятке не хотел выступить слабее обычного. А такой риск в условиях доминирования популярности Путина вполне реален.
Владимир Жириновский понимал свою возросшую значимость и откровенно торговался, стремясь продать своё участие наиболее дорого. Целью было приобретение гостиницы РАН на Ленинском проспекте. Видимо, сделка удалась, и ВВЖ лично сподобился в шестой раз поучаствовать в президентском марафоне.
С Ксенией Собчак всё было очевидно с самого начала. Формально она — «кремлёвский проект», то есть её выдвижение было идеей фикс команды Сергея Кириенко. Это не скрывала и главная пиарщица Собчак Марина Литвинович. Администрации было необходимо после решения об отстранении Навального найти кандидата, который ради многообразия выбора олицетворял бы новолиберальную волну. Выбор пал на Собчак, у которой были свои перспективные планы. Стороны нашли друг друга.
Борис Титов выступает как выразитель интересов бизнес-сообщества, которое до конца так и не удаётся консолидировать. На прошлых выборах в этом амплуа удачно выступил Михаил Прохоров, занявший третье место. Но пока не выходит создать партию, которая олицетворяла бы деловые круги России. Не получится это и сейчас. У Титова нет ни достаточной харизмы, ни авторитета. Но своя ниша на этих выборах у Титова есть.
Вне всякого сомнения, есть своя ниша и ясная функция и у Максима Сурайкина, лидера, скорее, фантомной партии «Коммунисты России». Злые языки именуют этого кандидата не иначе как «бизнесмен от политики». Главная задача Сурайкина на любых выборах — оттянуть хоть малую толику голосов от компартии. Прежде таких партий с упоминанием слов «КПСС» или «коммунистическая» было несколько. КПРФ называла их спойлерами, протестовала. Но сохранился только Сурайкин с его проектом. Потому и ныне место ему гарантировано.
Ветеран постсоветской политики Григорий Явлинский решил участием в президентском марафоне о себе напомнить. Явлинский пользуется уважением в политическом сообществе. Его принимает президент. Его участие дополнительно легализует нынешнюю избирательную кампанию. На выборах он как бы олицетворяет политическую традицию постсоветской России. Он — та самая кобра, которая пережила собственный яд. В электоральном плане он не опасен, а мизерный результат, который ему светит на этих выборах, подведёт окончательный итог противоречивой карьеры.
Для меня единственным джокером этой кампании стал Сергей Бабурин. Но, в конце концов, его участие в паре с Явлинским глубоко символично. Оба они олицетворяют постсоветскую политическую традицию, оба засветились ещё в конце восьмидесятых. Правда, оставались всегда антиподами: либерал Явлинский и патриот, умеренный националист Бабурин. Теперь они оба уходят в политическое небытие. И это символично. Идёт смена политических поколений.