В Сербии продолжает подниматься волна негодования действиями правительства страны. Всё больше граждан восстаёт против действующего президента Александра Вучича, который после первого же митинга заявил, что не будет идти на поводу у протестующих.

В следующие выходные, 16−17 февраля, антиправительственные демонстранты в очередной раз выйдут на улицы Белграда и других городов страны, чтобы выразить своё недовольство курсом Вучича и его правящей Сербской прогрессивной партией. Среди митингующих — разнородные силы: оппозиционные правые и левые партии (как парламентские, так и непарламентские), студенческие и другие общественные организации. При этом протестное ядро составляют граждане старше 45 лет, молодёжь — около 30%. Они считают, что Сербия во главе с Вучичем скатывается к самодержавному правлению, но требования довольно размыты: начиная с отставки президента и создания правового механизма для проведения честных выборов (создание «переходного правительства» с однолетним мандатом) и заканчивая борьбой с коррупцией и несоблюдением прав человека. По словам одного из неформальных организаторов акции в Белграде Елены Анасонович, протестующие надеются, что Сербская прогрессивная партия прекратит «использовать насилие в качестве основного метода регулирования вопросов в стране».

Также участники протестов требуют расследовать нападение на лидера Левой партии Борко Стефановича — в ноябре 2018 года неизвестные избили политика железным прутом. Оппозиция считает, что к этому причастны представители партии президента. Пока инцидент остаётся нераскрытым, митингующие выходят на улицы сербских городов с плакатами с изображением окровавленной рубашки, которая символизирует совершённое преступление. Также протестующие требуют от правительства расследования убийства лидера косовских сербов Оливера Ивановича, застреленного год назад, и декабрьского поджога дома блогера Милана Йовановича. По делу последнего уже задержаны несколько человек, в том числе глава администрации одного из районов Белграда, в отношении которого Йованович вёл журналистское антикоррупционное расследование.

«Режим Александра Вучича опирается на криминальные сети, присутствующие в сербском регионе на севере Косово. Сейчас эти сети начинают атаковать нашу страну с юга. Там люди чувствуют, что наступил последний момент для того, чтобы попытаться переломить сложившуюся ситуацию», — говорит журналистка оппозиционного еженедельника Vreme Йохана Глигориевич.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На сегодняшний день «Протест против диктатуры» охватил более 40 городов и поселений. С первых дней митингов еженедельный путь участников акции проходит мимо основных государственных учреждений, в том числе президентских и парламентских зданий. Несмотря на расстояние, всех демонстрантов объединяет общий лозунг — «Один на пять миллионов». Этот своеобразный тезис был принят, когда Вучич заявил после первой демонстрации, что даже если на улицы выйдут пять миллионов человек, он не согласится с требованиями протестующих.

Политическая оппозиция присоединилась к манифестантам в декабре 2018-го и сразу же попыталась возглавить протестное движение, но попытки не увенчались успехом. В феврале оппозиционные лидеры из «Альянса за Сербию» (объединяет около 30 политических групп) подготовили программный документ «Соглашение с народом». В нём они перечислили требования к власти, однако, как отмечает портал Balkan Insight, документ подвергся резкой критике протестующих. Оппозиция по-прежнему остаётся разобщённой силой, считает издание Deutsche Welle, и пока выражает лишь нежелание участвовать в любых досрочных выборах федерального и регионального уровней.

48-летний Вучич возглавляет Сербию с 2017 года. До этого он три года занимал пост премьер-министра. Президент опровергает все обвинения в злоупотреблениях властью и манипулировании СМИ. За последние пару недель Вучич посетил несколько сербских городов, чтобы представить гражданам свою новую кампанию «Будущее Сербии», которую он начал в преддверии следующих президентских выборов, намеченных на 2020 год. При этом он допустил возможность проведения досрочных президентских выборов уже этой весной — вроде как для снижения протестной волны.

 Александр ВучичФото: Panoramic/Global Look Press Александр Вучич

Впрочем, не все сербы выступают резко против действующей власти. Во время недавнего визита президента России Владимира Путина в Сербию сторонники Вучича — по официальным данным, около 30 тысяч человек — вышли на улицы столицы на митинг поддержки сербско-русской дружбы. Когда российский президент в сопровождении сербского лидера посетил мемориальный парк освободителей Белграда, несколько сотен местных жителей приветствовали политиков аплодисментами. Но если российская пресса увидела в визите Путина и общественной реакции подтверждение «братских отношений» между странами, то западные наблюдатели акцентировали внимание на проблемных точках, подчеркнув, что тысячи сторонников сербского лидера с пророссийскими плакатами были специально отправлены в Белград, чтобы «показать, что симпатизирующих президенту больше, чем противников, которые требуют от Вучича свободных выборов и гласности прессы».

Ирина Руднева, старший научный сотрудник и учёный секретарь Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН:

Сейчас в Сербии сложилась ситуация, когда многие считают, что власть злоупотребляет своим положением. Сербия фактически оказалась между интересами Соединённых Штатов, России и Европы. Постоянные требования, давление на руководство диктуют политику «из крайности в крайность». Страна пытается выжить в этой ситуации, извлечь некую пользу для себя и при этом не проиграть. Но от этих внешнеполитических метаний население получает лишь не особо благоприятную экономическую ситуацию, что, соответственно, вызывает социальную нестабильность. Когда население недовольно, то им легко манипулировать тем силам, которые хотели бы сменить власть. Конечно, здесь множество составляющих, которые вызывают и подогревают эти акции протеста. Но главная причина — с момента провозглашения независимости Косово Сербия фактически потеряла внутреннюю стабильность. Население вынуждено выбирать между национальными интересами и способом выжить в условиях внешнего давления.