01 июня 2025 в 17:00

Миронова заменили Ильиным: новая версия «Прощай, конферансье» о фронтовиках

Андрей Ильин в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Андрей Ильин в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

28 мая в Театре эстрады представили трагикомедию о военном подвиге артиста «Прощай, конферансье!». Спектакль стал совместным проектом Театра эстрады и Театра Антона Чехова. Главную роль исполнил Андрей Ильин, режиссером выступил Михаил Цитриняк, продюсером — Геннадий Хазанов. Обозреватель NEWS.ru рассказывает, почему пьеса Григория Горина 40-летней давности сегодня особенно актуальна.

Кто первым сыграл в пьесе Горина «Прощай, конферансье!»

Григорий Горин написал пьесу в 1985 году и посвятил ее артистам концертных бригад во время Великой Отечественной войны. Впервые она появилась на сцене Театра сатиры в постановке Андрея Миронова, где он же сыграл главную роль. В дубль с ним в роли конферансье выходил Михаил Державин.

После этого режиссеры потеряли интерес к этой пьесе Горина, предпочитая ей «Поминальную молитву» и «Дом, который построил Свифт». Но к 80-летию Великой Победы сразу в нескольких московских театрах вспомнили об этой истории.

О чем спектакль «Прощай, конферансье!»

Главный герой — конферансье Николай Буркини. В его роли — народный артист РФ Андрей Ильин. Он появляется перед зрителями первым. Еще до открытия занавеса. Герой рассказывает, где приобрел заграничную профессию и почему считает себя потомственным конферансье.

Обаятельный и доброжелательный Буркини сразу дает понять, что он не просто «увеселительная единица» и «объявляла номеров», а полноценный артист, которому предстоит совершить гражданский подвиг.

Действие разворачивается накануне Великой Отечественной войны. Пожилой конферансье разъезжает по небольшим городкам со своей концертной бригадой, развлекает народ и философствует о важности смеха для общества.

Андрей Ильин в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Андрей Ильин в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

У Буркини есть друг и коллега — писатель Владимир Лютиков (Илья Носков), который терзается из-за собственной несостоятельности: ведь он просто автор фельетонов. При помощи юной лемешистки Веры (Екатерина Дубакина) Николай пытается вернуть другу веру в себя.

Размеренному образу жизни артистов приходит конец вместе со зданиями под авиационным налетом нацистов. С началом войны Буркини вновь собирает бригаду — певицу (Светлана Галка), танцора (Изнаур Орцуев), фокусника (Александр Коврижных), актера драмтеатра (Максим Кушников) — и отправляется на фронт, чтобы поддерживать боевой дух солдат.

Они попадают в плен, где уже немецкий конферансье и клоун Отто (Игорь Письменный) предлагает им развлекать публику из фашистских захватчиков. Буркини оказывается перед нравственным выбором: выступать перед врагом или отказаться, рискуя жизнями коллег и своей собственной.

Он решает действовать: проводит представление, в котором с помощью иронии и намеков превращает концерт в акт сопротивления, а после жертвует собой ради спасения советских пленных.

Чем примечательна работа Андрея Ильина

«Прощай, конферансье!» — абсолютно бенефисный спектакль. В какой-то степени он стал подарком и проверкой для Андрея Ильина. Если в первом акте артист, следуя сюжету, смеется над жизнью, философствует о роли профессии и юморе в целом, то во втором интонации меняются.

Андрей Ильин в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Андрей Ильин в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

«Мы — люди искусства, поэтому находимся немного в стороне. Но приходит момент, когда актер становится гражданином», — пояснил режиссер спектакля Михаил Цитриняк.

Ильину удалось создать образ человека, который, несмотря на возраст и усталость, сохраняет внутреннюю силу и достоинство. Его игра наполнена тонкой иронией и глубокой человечностью, что делает персонажа особенно близким зрителю.

Отличный контраст Буркини создает клоун Отто. Его циничные рассуждения о профессии и жестокое потребительское отношение к людям наглядно демонстрируют, почему русское искусство называют душевным.

Что значат декорации и музыка в «Прощай, конферансье!»

Спектакль не утяжелен массивными декорациями. Чаще всего ими служит театральный занавес или визуальные проекции. Такая условность позволяет сосредоточиться на персонажах и их переживаниях.

Музыкальное сопровождение, созданное Борисом Кинером, включает мелодии 1940-х, усиливая атмосферу времени и подчеркивая эмоциональные моменты спектакля.

Почему спектакль «Прощай, конферансье!» все еще актуален

«Григорий Горин — блестящий драматург! Пьеса „Прощай, конферансье!“ очень хорошо написана, остроумно, осмысленно, созвучно с нашим временем. В центре истории — обычный человек, которого все считают смешным и забавным, артист эстрады, „великий утешитель“ конферансье. „Что останется после тебя?“ — спрашивает его жена. И ему удается доказать, что даже такой тихий, мирный человек способен совершить героический поступок», — заявил Цитриняк.

Актер Андрей Ильин и актриса Ирина Пулина в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Актер Андрей Ильин и актриса Ирина Пулина в сцене из спектакля «Прощай, конферансье» Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

Фраза главного героя: «Время, правда, сейчас не очень. Тяжелое время! Но ведь кому-то надо быть веселым и в тяжелые времена, иначе время становится невыносимым» — звучит особенно актуально в свете событий последних лет и может служить девизом для всех фронтовых бригад.

Читайте также:

Слезы Волочковой, цветы от Путина: как прошло прощание с Юрием Григоровичем

«Эту войну не мы начинали»: Никоненко о США, СВО, Михалкове и Кончаловском

Не для всех. Почему «Поэтический танец» из КНР разочаровал театралов РФ?