Едва ли не единственный в нашей стране сцинтиллофил — коллекционер автомобильных свечей зажигания Алексей Пеньков из Ярославля рассказал NEWS.ru о своём необычном хобби, достаточно редком в мире и практически неизвестном в нашей стране.


Коллекционирование свечей зажигания двигателей внутреннего сгорания — узкоспециализированное направление хобби, связанное с автомобилями. Коллекционеров такого рода в мире не так уж много, и крупнейший европейский собиратель свечей живёт во Франции, зовут его Жан Ландрат. Ему уже под 80 лет, в его огромной коллекции — более 2 000 разных свечей 400 марок, масса сопутствующих тематических предметов — каталоги, упаковки, рекламные проспекты и т. п.

Собственно, именно ему и принадлежит изобретение терминов «сцинтиллофилия» и «сцинтиллофилы» (от scintillation — вспышки, сверкание). При этом близких по духу коллег во Франции этот старейший и авторитетнейший «свечник» знает не более десятка. В США же это хобби более развито в силу буквально-таки взрывного развития автомобильной индустрии в первой половине ХХ века. Заокеанские сцинтиллофилы объединены в крупное комьюнити SPCOA (Spark Plug Collectors of America), включающее около 300 серьёзных коллекционеров, которые проводят собственные фестивали и издают регулярные журналы и бюллетени по своему увлечению.

К примеру, один из известных членов SPCOA, бывший автомеханик Джо Кук из Нью-Джерси, дал старт своей коллекции в 1995 году и с тех пор собрал около 2400 свечей, а также более 5000 разных рекламных материалов — от призывов купить новинки, нанесённых на этикетки спичечных коробков, до плакатов с рекламирующими свечи зажигания популярными звёздами кино и музыки прошлых лет.

Российский сцинтиллофил Алексей Пеньков, механик по обслуживанию подвижного состава на железных дорогах по профессии, также много лет коллекционирует и изучает свечи, отдавая предпочтение истории развития «свечного дела» в СССР. И, несмотря на то, что он часто рассказывает о своём увлечении в соцсетях и интернет-форумах, коллег по столь необычному и редкому хобби в нашей стране пока не нашёл. Некоторые интересные экспонаты из своего собрания Алексей продемонстрировал NEWS.ru, рассказав о каждом любопытную историю.

Свечи Т7-11А – самые маленькие советские свечи как по габаритам вообще, так и по размерам резьбовой части. Такие свечи сегодня можно встретить на бензиновой газонокосилке, однако эти «малыши» устанавливались на лимузин ЗИС-110

NEWS.ru

Свечи периода начала ХХ века уже давно не существующих производителей Eouia и Oleo. На переднем плане — четырёхэлектродная свеча. На заднем плане — свеча для мотоциклетного двигателя воздушного охлаждения, с дополнительными рёбрами для отвода тепла

NEWS.ru

Две авиационные свечи типа 3-ЭМГ с четырьмя электродами, выпуска 30-40-х годов. Эти свечи применялись для звездообразных поршневых двигателей довоенных самолётов СССР — М25, М85, М100

NEWS.ru

Четырёхэлектродная свеча BERU для авиационных двигателей семейства JUMO, выпускаемых в 30-40-х годах в Германии и применявшихся на самолётах люфтваффе "Юнкерс" и "Хенкель"

NEWS.ru

Свечи зажигания Д15/20 и Д20/20, двухэлектродные, разборные, с резьбовой частью М22х1,5 мм. Это одни из первых свечей зажигания СССР для автомобилей и тракторов. Выпускались в 30-40-е годы ХХ века

NEWS.ru

Свечи Bosch начала 20-го века. Цельные, неразборные. Крупные производители быстро поняли, что лучше изготавливать неремонтопригодную продукцию, дабы увеличить продажи

NEWS.ru

На переднем плане — свечи для авиационных двигателей М-17, советских лицензионных копий авиамотора BMW. Также они ставились на лёгкие танки БТ-7 и даже на Т-34. На заднем плане — свеча для довоенных авиадвигателей, а также для ряда мотоциклов СССР

NEWS.ru

Свеча зажигания Champion 1940 года для «Харлея». Начиная с 20-х годов компания выпускала для Harley-Davidson особенные свечи. Они разборные и со специальными отверстиями в металлической «юбке» для воздушного охлаждения изолятора

NEWS.ru

Любопытные факты из истории зарождения производства свечей зажигания

— Характерная особенность свечей зажигания начала ХХ века — разборный корпус, часто выполненный не из стали, а из латуни. Топливо и карбюраторы той эпохи были несовершенны, а керамика — не слишком качественной. Свечи быстро покрывались нагаром, и их нередко пробивало по изолятору. Меняли их существенно чаще, чем современные, и разборная конструкция позволяла слегка сэкономить, заменив лишь изолятор с выгоревшим электродом.

— Многоэлектродные свечи часто считают современным изобретением, но им уже больше 100 лет. Большое количество электродов удлиняет срок службы свечи, так как чем больше электродов, тем меньше работает каждый из них: обгорание электродов уменьшается и искровой зазор приходится регулировать реже. При этом много — не всегда хорошо, ибо при избыточном количестве электродов ухудшается их самоочистка в процессе работы мотора. На первых свечах в СССР было от одного до двух электродов на мото- и автотракторной технике, и от двух до четырёх — на авиамоторах.

— В начале ХХ века в США свечи самых популярных типоразмеров часто производили малыми сериями кустарным образом на автозаправках. В гараже при бензоколонке стоял токарный станок для вытачивания металлической части, в которую вставлялся центральный электрод с примитивным изолятором из спрессованной слюды.

— Для ранних моделей Ford производились необычные свечи с «крыльчаткой-пропеллером» на конце центрального электрода со стороны цилиндра. Считалось, что крыльчатка будет вращаться от завихрений газов при вспышке топлива внутри цилиндра, улучшая качество искры и увеличивая срок службы свечи. На деле же крыльчатка частенько отлетала от свечи и разрушала цилиндр и поршень. Про такие свечи быстро забыли.

— Низкооктановый и некачественный бензин начала века сильно загрязнял свечи нагаром и копотью, и двигатель начинал работать нестабильно. Проблему решали самыми разными способами, продавались даже двусторонние свечи, которые можно было выкрутить, перевернуть на 180 градусов и закрутить в цилиндр снова чистой частью.

— Созданная в конце XIX века французская компания Gergovita прославилась своей запатентованной «свечой-насосом». Она вкручивалась в мотор вместо одной из обычных свечей. У неё не было высоковольтного провода, к ней подключался воздушный шланг для накачивания колёс. Мотор работал на оставшихся цилиндрах и накачивал шину. Такие устройства делали и в СССР — они шли в комплекте инструментов грузовиков типа ГАЗ-63, ГАЗ-51 и некоторых других, а также внедорожника ГАЗ-69.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен