Ровно 80 лет назад, 8 февраля 1945 года, группа военнопленных вырвалась из нацистского концлагеря на немецком бомбардировщике Heinkel He 111 H-22, который пилотировал советский летчик Михаил Девятаев. Ему удалось успешно уйти от погони и приземлиться в Польше, где уже была Красная армия. NEWS.ru вспоминает эту историю, а также другие успешные побеги антифашистов из гитлеровской Германии.
Ушел на истребителе из концлагеря
Военный летчик Михаил Девятаев в 1940 году окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище имени Ворошилова — то самое, в котором уже в 1950-е учился первый космонавт Юрий Гагарин. С первого дня Великой Отечественной войны он был на фронте и совершил десятки боевых вылетов.
В июле 1944 года командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Девятаев был сбит в окрестностях Львова и попал в немецкий плен. Побег он готовил, еще находясь в лодзинском лагере для военнопленных в Польше. Первая попытка уйти была в августе 1944-го. Тогда группа заключенных разобрала пол барака и по ночам рыла подземный тоннель. Затею военнопленных раскрыли, Девятаева едва не расстреляли, но оставили в живых из-за приказа «использовать заключенных с максимальной пользой для Рейха».
Михаила Девятаева отправили в концлагерь Заксенхаузен, а затем в лагерь на острове Узедом в Балтийском море, где нацисты разрабатывали свое новое оружие — крылатые ракеты «Фау-1» и баллистические «Фау-2».
Там летчик собрал вокруг себя 10 советских военнопленных, которые стали готовить новый рывок. Единственный вариант был — оторваться по небу. По воле случая Девятаев втерся в доверие к одному из немецких военных, который не отличался жестокостью по отношению к узникам. Этот офицер летал на бомбардировщике Heinkel He 111 H-22 и даже однажды показал пленному, как он устроен и как его можно завести.
Заговорщики стали готовить план побега и реализовали его 8 февраля 1945 года. Один из участников группы убил конвоира, другой надел немецкую форму и повел под видом охранника группу заключенных к самолету. Далее беглецы забрались в самолет, после чего Девятаев смог завести его и оторваться от земли, к удивлению проморгавших заговор надзирателей.
Вдогонку за угнанным истребителем немцы выслали другой самолет, но сбить беглецов не смогли. Когда группа Девятаева подлетала к линии фронта, их борт стали обстреливать советские зенитки, полагая, что на борту летят нацисты. Пролетев немногим более 300 километров, угонщикам удалось посадить Heinkel близ одной из польских деревень, где их встретили красноармейцы.

Командованию Михаил Девятаев сообщил стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме. Эти данные обеспечили успех воздушной атаки на полигон, где проводились испытания нового оружия Третьего рейха.
После этого Девятаев и другие участники его группы на некоторое время попали уже в советский лагерь, где их как вернувшихся из плена несколько месяцев проверяли по линии НКВД.
В ноябре 1945 года Михаила Девятаева уволили в запас, и он поселился в Казани, где работал дежурным по вокзалу в речном порту, а затем выучился на капитана-механика и управлял речными судами. Он умер 24 ноября 2002 года в возрасте 85 лет.
Завербовался, чтобы убежать
Как и Михаилу Девятаеву с его товарищами, успешный побег из концлагеря на самолете удалось совершить летчику Николаю Лошакову вместе с сержантом бронетанковых войск Иваном Денисюком.
До войны Лошаков учился в Краснодарской военно-авиационной школе пилотов, на фронте служил в 286-м, а затем в 14-м истребительном авиаполку 13-й воздушной армии. На его счету 121 боевой вылет и три сбитых самолета нацистов. В мае 1943 года управляемый Лошаковым Як-1Б был сбит во время воздушного боя. Пилот катапультировался и попал в немецкий плен. Его поместили в трудовой лагерь Кайзервальд в Риге, где Лошакова стали склонять к сотрудничеству с русскими коллаборационистами-власовцами, которые формировали свою эскадрилью. Пленному пришлось согласиться, но при этом он задумал бежать при первой возможности.
Николая Лошакова отправили на резервный аэродром в окрестностях оккупированного немцами города Острова в Псковской области. Там он познакомился с Иваном Денисюком, который работал заправщиком воздушных судов, и уже 11 августа 1943-го они совершили побег на немецком легком самолете Storch. Вслед за ними немцы отправили истребители, Лошаков получил ранение, но смог преодолеть 400 километров и посадить угнанное судно в Новгородской области.
После возвращения Лошакова и Денисюка арестовали представители Смерша, и 4 декабря 1943 года Особое совещание при НКВД приговорило их к трем и 20 годам заключения соответственно. Но 12 августа 1945 года летчика освободили и сняли судимость, а его помощника по побегу выпустили в 1951 году.

После освобождения Николай Лошаков трудился авиамотористом на комбинате «Воркутауголь», а затем стал начальником центрального аэропорта авиаотряда предприятия. Его полностью реабилитировали в 1959 году. Он умер в 1984 году в Краснодаре.
Воспользовался бунтом и нашел самолет
Похожий случай произошел с летчиком-истребителем ВВС США Робертом Гувером. В годы Второй мировой войны его призвали в ряды Национальной гвардии штата Теннесси, а в 1943-м зачислили в 52-й истребительный авиаполк американской армии.
Во время 59-го боевого вылета 9 февраля 1944 года Гувера сбил у побережья Южной Франции германский перехватчик Fw 190. Летчик более года содержался в лагере для военнопленных «Шталаг Люфт I» около германского города Барт.
В апреле 1945 года в лагере начался бунт нескольких тысяч заключенных. Воспользовавшись случаем, Гувер смог перелезть через забор и сбежать вместе с двумя другими заключенными. По пути беглецов приютила местная жительница, а дальше было почти как в фильме «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом: женщина накормила их и даже выдала им велосипеды и пистолет с патронами.
Далее беглецы добрались до полузаброшенной базы люфтваффе (в Германии по мере приближения фронта и падения нацистской диктатуры тогда уже начинался бардак). Там Гувер нашел заправленный самолет Fw 190 и под дулом пистолета потребовал от местного механика подготовить его к взлету. После запуска двигателя летчик заключил сделку: поскольку в самолете было место только для пилота, двое других военнопленных остаются с пистолетом, который поможет им в бегстве. Далее нажал на газ и направился прямо через поле, чтобы взлететь в направлении позиций союзников.
Приземлился летчик в Голландии, где его окружили разъяренные фермеры, вооруженные вилами. Те думали, что к ним на поле сел немецкий захватчик. После объяснения ситуации Гувера забрали британцы, которым американский летчик рассказал о случившемся.
После войны Гувер работал летчиком-испытателем. Занимался полетами до середины 1990-х, установил множество рекордов по высшему пилотажу. Умер в 2016 году в возрасте 94 лет.
Выпрыгнул из поезда и присоединился к партизанам
Советский ас-истребитель Владимир Лавриненков до войны учился в Чугуевском военно-авиационном училище под Харьковом. К началу 1943 года он совершил 322 боевых вылета, сбил 16 германских самолетов лично и 11 — в группе. В августе 1943 года после тарана самолета-разведчика Focke-Wulf Fw 189 под Ростовом-на-Дону был сбит и попал в плен.

Узнав, что перед ними Герой Советского Союза, немцы решили отправить Лавриненкова в Берлин, где его, вероятно, хотели завербовать на сторону Рейха. По пути в Германию вместе с другим пленным Виктором Карюкиным Лавриненков выпрыгнул из поезда и оказался на территории Украины. Там летчик присоединился к партизанскому отряду имени Чапаева. Участвовал в атаке на отступающих гитлеровцев и коллаборационистов в селе Хоцки Киевской области Украины. Он забросал гранатами дом, где находились гитлеровцы, пробрался к сараю и освободил группу пленных.
После 36-дневного отсутствия лейтенант Лавриненков возвратился обратно в свой 9-й гвардейский истребительный авиационный Одесский полк, который возглавил в 1944 году.
После войны остался в армии, занимал командные должности в подразделениях ПВО в Киеве, Риге, Минске. В 1971 году получил звание генерал-полковника авиации. Умер в 1988 году.
Организовал успешное восстание в лагере смерти
Офицер Красной армии Александр Печерский вошел в историю как предводитель единственного успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны. Ему посвящено множество документальных фильмов, а в 2018-м на экраны вышла художественная лента «Собибор» с Константином Хабенским в главной роли, который также стал режиссером картины.
Печерский воевал с первого дня Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года попал в окружение под Вязьмой. Вынося из окружения раненого комиссара полка, был ранен и попал в плен. Будучи евреем, попал в лагерь смерти Собибор в Польше, где организовал восстание заключенных.

Восстание узники подняли 14 октября 1943 года. Заключенные должны были ликвидировать персонал лагеря, а затем, завладев оружием со склада, перебить охрану. Этот план сработал лишь отчасти — восставшие уничтожили только 12 эсэсовцев из персонала Собибора, не смогли получить доступ к оружию. Охрана открыла огонь по заключенным, но им удалось прорваться из лагеря через минные поля, смять охрану и скрыться в лесу.
Из почти 550 узников концлагеря 130 не участвовали в восстании (все они позже были убиты), примерно 80 человек погибли во время побега, 170 были схвачены карателями в ходе поисков. С ноября 1943 года и до освобождения Польши около 90 бежавших узников Собибора были выданы немцам местным населением или убиты коллаборационистами. До конца Второй мировой войны дожили только 42 участника восстания, в том числе и Александр Печерский.
В октябре 1943 года он присоединился к партизанскому отряду имени Щорса в Белоруссии, в составе которого пустил под откос два немецких эшелона. После воссоединения с Красной армией попал в фильтрационный лагерь НКВД, а затем — в 15-й отдельный штурмовой стрелковый батальон (разновидность штрафбата).
После войны Печерский жил в Ростове-на-Дону, где работал в Театре музыкальной комедии. В 1945 году написал книгу воспоминаний о восстании в Собиборе. В годы борьбы с космополитизмом подвергся репрессиям, в 1953-м получил один год исправительных работ за якобы присвоение части денег за проданные театральные билеты. В дальнейшем работал на машиностроительном заводе. В 1963-м выступил свидетелем обвинения на судебном процессе над 11 охранниками лагеря Собибор. Умер в 1990 году.
Читайте также:
«Россия должна победить»: о чем говорили немцы под Сталинградом в 1943-м
Инвестиции против памяти: кто хочет застроить Мамаев курган
«Хорошо, что они есть»: как блокадники влияют на жизнь Петербурга