Солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов 25 октября расстрелял сослуживцев в воинской части 54160 в посёлке Горный Читинской области. Он убил восемь человек, после чего без сопротивления сдался.

Вскоре после того, как о ЧП стало известно, Минобороны заявило, что причиной трагедии якобы стал нервный срыв солдата, а не условия несения службы. Юрист Юрий Кулагин, с которым Шамсутдинов консультировался после ареста, рассказал «Коммерсанту», что срочник страдает душевными расстройствами, которые упустила медкомиссия при проверке состояния здоровья молодого человека во время призыва.

Однако вскоре СМИ обнародовали часть допроса Шамсутдинова, на котором молодой человек рассказал, что совершить убийство его вынудила дедовщина.

Всё началось сразу, как только я пришёл. У меня украли, точнее, отобрали телефон. Родным я не стал сообщать, чтобы не переживали. Что ещё отбирали? Деньги. Кому жаловаться? Сообщать просто некому. Кому мне сообщать, если сами офицеры меня и били? Думал убежать, но ведь всё закрыто. Что мне было делать? — объяснялся Шамсутдинов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Отец срочника подтвердил, что об этом же ему рассказывал сын, и отверг предположение о нервном срыве. По словам Шамсутдинова, ему грозили изнасилованием. Солдат утверждает, что подобное в части уже практиковалось. Также отец срочника попросил его сотрудничать со следствием и признался журналистам, что понимает, что сыну светит пожизненное.

В Минобороны назвали приведённые выше данные попыткой оказать влияние на следствие.

Опубликованные показания, которые якобы дал солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов, являются не первой попыткой исказить реальную картину обстановки, предшествовавшей трагедии, — сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Минобороны вторили «Офицеры России» и московский Комитет солдатских матерей. Глава первой организации Сергей Липов заявил, что «у этого солдата смешалась компьютерная реальность с жизненной», а председатель комитета Флера Салиховская заявила, что «Интернет надо закрывать» и что дедовщина сейчас касается больше вымогательства материальных ценностей контрактниками у срочников.

А так в армии кормят хорошо, условия хорошие, есть даже вещи, которых нет дома, например, стиральные машины. Ребята к нам бегать из частей перестали, как только на место министра обороны пришёл Сергей Кужугетович Шойгу. А когда я задаю им вопрос по поводу взаимоотношений, они отвечают: «Мы же мужики». То есть мужская компания регулируется своими правилами жизни, — заявила председатель московского Комитета солдатских матерей.

Салиховскую за такого рода риторику в контексте дела Шамсутдинова подвергли критике. 6 ноября в группе во «ВКонтакте» появилось сообщение, в котором женщина была названа бывшим председателем. Впрочем, она утверждает, что продолжает занимать свой пост.

Наше мнение как членов, в том числе и региональных отделений ООО КСМ России, кардинально не совпадает с мнением нашего экс-председателя Салиховской Ф.М., высказанное последней в СМИ. Мы считаем, что никакие компьютерные игры, а тем более незащищённое интернет-пространство, не могли повлиять на совершение преступления в Забайкалье. Обладая личной статистикой обращений граждан и военнослужащих, мы твёрдо стоим на позиции того, что неуставные отношения в ВС РФ, которые принято называть «дедовщиной», не искоренены, — говорится в сообщении комитета.

6 ноября Mash сообщил, что следователи четыре часа допрашивали брата Рамиля Шамсутдинова, чтобы составить его психологический портрет. Выводы официального расследования расстрела пока ещё не опубликованы. Однако источники в комиссии Минобороны, которая ведёт следствие, заявили журналистам, что у Шамсутдинова был межличностный конфликт с одним из офицеров части. Некоторые бывшие срочники рассказывали в СМИ об издевательствах в части № 54160, которым солдат подвергал старший лейтенант Даниил Пьянков — именно его первым застрелил рядовой.

Telegram-канал «Подъём» привёл слова родственников раненных в Забайкалье. Члены семей усомнились в угрозах изнасилования, о которых говорил Шамсутдинов. По словам отца одного из пострадавших Владислава Шпака, дедовщины в части, где служил его сын, не было, а у расстрелявшего, «видимо, крышу сорвало». Тётя другой жертвы — Евгения Графова — отметила, что её племянник всегда спокойно говорил по телефону с родителями и про какие-либо издевательства или дедовщину не упоминал. «Он человек спокойный, но всегда умел постоять за себя», — рассказала родственница.

Также сообщалось, что представлять интересы Рамиля Шамсутдинова будут Саид-Магомед Чапанов, известный как адвокат руководителя Чечни Рамзана Кадырова, вместе со своими коллегами Равилем Тугушевым и Русланом Нагиевым. Однако позже Тугушев в своём Facebook сообщил, что они готовы вступить в дело на условиях pro bono (бесплатно. — News.ru), но лишь после того, как будет заключено соглашение, которое пока не подписано.