В нашумевший законопроект было внесено пять поправок, в частности, позволяющих оказывать паллиативную помощь на дому, а не только в специализированных учреждениях, и оказание психологической помощи родственникам больных. Также в числе нововведений появилась норма, обязывающая врачей оказывать помощь человеку, находящемуся без сознания, рядом с которым нет законных представителей — не у кого спросить разрешения. Решение об этом будет приниматься врачебной комиссией, консилиумом или дежурным врачом.
Председатель комитета ГД по охране здоровья Дмитрий Морозов («Единая Россия») напомнил, что разработка законопроекта велась на протяжении двух лет на базе рабочей группы и экспертного совета Госдумы.
«Мы проработали все спорные моменты и достигли консенсуса с профсообществом, Минздравом и Минтрудом, благотворительными фондами», — сказал он.
Госдума просила подготовить ответственные ведомства — Минздрав и Минтруд — совместный приказ для реализации закона и получила его. Документ был представлен даже раньше оговорённого срока. По словам депутата, под парламентским контролем даже после принятия законопроекта в третьем чтении останется ряд вопросов: естественно, финансовые и оказание психологической помощи членам семей таких пациентов. Такая помощь может оказываться в рамках обязательного медицинского страхования лечебным учреждением, которое имеет на это лицензию.
Глава Минздрава Вероника Скворцова рассказала, что в России есть немногим более 12 тыс. паллиативных коек во всех регионах — на 730 тыс. пациентов (из выявленных).
При этом в стране остаются невыявленными ещё почти 400 тыс. человек, нуждающихся в паллиативной помощи. А хосписов для детей и взрослых только 13. И эту проблему тоже предстоит решать.
По её словам, правительство должно помочь регионам найти не получающих помощь пациентов в домах инвалидов и учреждениях социальной защиты.
«Усреднённый расчёт (по количеству людей, нуждающихся в паллиативной помощи в мире) — 0,5%. В развивающихся странах — Южной Америке, Африке — этот показатель чуть выше. Мы относимся к благополучным странам, поэтому, скорее всего, показатель будет чуть ниже. Расчётный показатель — 730 тыс. пациентов. Реально заполнено (в системе в паллиативной медпомощи) 340 тысяч», — сказала министр.
Благодаря новому законопроекту, который может быть принят в третьем, окончательном, чтении уже 21 февраля, у людей, находящихся на лечении не по месту прописки, будет возможность своевременно получать качественную медицинскую помощь. Это зафиксировано в новом документе и должно будет исполняться на уровне регионов. Оказание помощи по фактическому месту нахождения, а не по месту прописки — один из самых сложных в реализации пунктов закона, именно поэтому парламентарии взяли его под особый контроль.
Всего в 2019 году на паллиативную помощь выделено 23 млрд рублей. Это почти на 10% больше, чем в прошлом году. В 2018 году эта сумма равнялась 21 млрд рублей.
Эксперты, правда, не уверены, что все вопросы удастся решить одним законом. Даже когда он будет принят, останется несколько препятствий для его реализации. Нужно скорректировать закон о декриминализации деятельности врача — он ужесточает требования к работе медицинского работника, при этом наказание будет из уголовной ответственности переведено в административную плоскость.
Также в России есть закон, где не разведены понятия «пропаганды» и «информирования». Этот закон не даёт права информировать пациента, что боль нельзя терпеть, а нужно лечить и вылечить, и что он имеет право на паллиативную помощь.
16 января Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», регулирующие вопросы оказания паллиативной медицинской помощи. Спикер Госдумы Вячеслав Володин тогда сказал, что «Государственная дума продолжит парламентский контроль за исполнением закона о паллиативной помощи и после его вступления в силу». Закон был внесён в нижнюю палату президентом России Владимиром Путиным.