Выявлять агрессию у детей и направлять их неуёмную и подчас деструктивную энергию в конструктивное русло — теперь сеянию «доброго» наряду с «разумным» и «вечным» российские педагоги должны будут уделять особое внимание. Минпросвещения разослало по школам разработанное методическое руководство по выявлению агрессии у школьников и профилактике криминала с их стороны.

Каждый раз знакомясь с леденящей кровь историей об очередной жестокой расправе в американской школе, наш гражданин — было время — облегчённо вздыхал: в России такого нет и быть не может. Но, как оказалось, очень даже может быть.

Вспомним хотя бы историю, случившуюся в московском районе Отрадное в феврале 2014 года, когда учащийся 10-го класса Сергей Гордеев явился в школу с отцовским оружием, захватил в заложники десяток учеников, убил учителя географии, а также прибывшего на вызов полицейского. Шокирующий инцидент тогда сподвиг столичные власти утвердить беспрецедентные меры по охране школ, добрые дедушки вахтёры окончательно канули в прошлое. Да и в других регионах местные образовательные ведомства отрапортовали о принятых мерах. Но, увы…

В начале нынешнего года российские информационные ленты сообщили страшную новость из Перми. В одной из здешних школ двое подростков, вооружённых ножами, напали на учеников и преподавателя, а потом попытались зарезать друг друга. Не успела страна оправиться от шока, как менее чем через неделю в городке Сосновый Бор под Улан-Удэ девятиклассник набросился на учащихся своей школы и преподавателя с топором, после чего попытался сжечь образовательное учреждение при помощи бутылки с зажигательной смесью. Всего по итогам этих двух инцидентов пострадали 22 человека.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

У школы № 127 в Мотовилихинском районе, где произошла драка с применением ножей, в результате которой пострадали людиФото: ТАСС/Максим КимерлингУ школы № 127 в Мотовилихинском районе, где произошла драка с применением ножей, в результате которой пострадали люди

Наконец, инцидент с учеником коррекционного класса в Башкирии 18 апреля. Старшеклассник напал с ножом на учительницу, попутно ранив ученицу и себя. Ещё одна учащаяся, пытаясь спастись, выпрыгнула со второго этажа. Все четверо были госпитализированы в состоянии средней тяжести.

Эти истории объединяет одно обстоятельство — во всех случаях охрана школ сработала оперативно, развития трагедий до американских масштабов удалось избежать, но вопрос о профилактике таких случаев встал в полный рост, правда, лишь сейчас вылился в разработанную методику, которую ещё нужно понять как применить на практике.

Какой же рецепт предлагает педагогам ведомство Васильевой? Как оказалось, ничего действительно революционного в разосланном документе не содержится. Педагогам рекомендуют анализировать первопричины девиантного поведения, в том числе и путём проверки жилищно-бытовых условий учащегося. Ведь если ребёнок проживает в неблагополучной семье и чувствует социальную несправедливость, — это уже нужно рассматривать как «первый звоночек». Таких учеников рекомендуется особенно активно вовлекать в школьную жизнь, а каждый учитель должен стать ему «другом».

Из прочих рекомендаций — «учить детей вырабатывать собственную позицию и отношение к проблеме», «минимизировать факторы, препятствующие личностному развитию», «направлять активность» в социально полезное русло, «оказывать помощь в профессиональном и жизненном самоопределении», обеспечить условия «для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности». По сути — помещённые в современный контекст постулаты из знаменитой «Педагогической поэмы» Макаренко.

Министр образования РФ Ольга ВасильеваФото: Global Look Press/Komsomolskaya PravdaМинистр образования РФ Ольга Васильева

Педагогическая общественность и эксперты, судя по общедоступным отзывам, позитивно приняли инициативу Минпросвещения. В своём комментарии для News.ru глава Российского общества «Знание», депутат Государственной думы Любовь Духанина отметила, что разосланные ведомством по школам рекомендации — первый шаг к восстановлению дружелюбной, комфортной и безопасной атмосферы в школе.

«Они могут в очередной раз напомнить учителю о важности работы с состоянием ребёнка, — рассказала эксперт. — Четверо из десяти школьников в ходе опроса ОНФ признались, что чувствуют себя одинокими. Для того чтобы быть счастливыми и успешными, многим из них не хватает конструктивного общения со взрослыми, пространства безопасного самовыражения, обсуждения своего будущего. И именно создание таких возможностей, а не просто выявление факторов риска, должно стать точкой приложения усилий».

Госпожа Духанина при этом обратила внимание на то, что у педагогов часто просто не остаётся возможностей неформально работать с детьми, поскольку значительную часть своего рабочего времени они вынуждены тратить на процедурно-бюрократические вопросы. «Школе необходимы специалисты, для которых внеучебная работа с учащимися будет приоритетной и которые смогут вместе с педагогами проектировать учебный процесс и взаимодействие с родителями с учетом всех нюансов развития и становления подростков», — считает эксперт.

Официальная же статистика, отмечает Духанина, говорит об остром дефиците необходимых специалистов: например, на одного педагога-психолога в Республике Саха приходится 280 учащихся, средний же показатель по России — 656 учеников на психолога.

«В сложившейся ситуации нам необходимы конструктивные способы создания бесконфликтной среды в школе, которые помогут не назидательно, а профессионально подойти к разрешению напряжённых моментов как в мироощущении отдельных ребят, так и в детском коллективе».