Масонство быстро завоевало популярность в России XVIII века. Однако жизнь его была недолгой. Французская революция 1789 года подорвала влияние движения на русское общество, а восстание декабристов 1825 года привело к его тотальному запрету. Из подполья оно вышло только в 1905 году благодаря первой русской революции. И всё для того, чтобы оказаться в нём опять после Октября 1917 года. Перестройка опять сделала масонство легальным. Но его влияние даже близко не приблизилось к тем вершинам, которыми оно обладало в XVIII веке.
Модное развитие
Масонство проникло в Россию в XVIII веке. Его быстрому распространению способствовало то, что в тайных ложах встречались люди, особенно близкие к дворцовой верхушке. Во второй половине столетия масонство стало модным поветрием и начало распространяться как пожар по дворянским гостиным. Эпоха Просвещения вломилась в русскую жизнь резко и без каких-либо сантиментов.
По числу статусных приверженцев русское масонство не уступало законодателям мод — французам, англичанам и пруссакам. Но в 1789 году произошла Великая французская революция, и власти решили присмотреться — кто же это тут рассказывает о прогрессе, всеобщем благе и человеческом достоинстве, и как эти веяния сочетаются с традицией и скрепами православной империи?
Достаточно быстро стало понятно, что масонство носит довольно-таки подрывной характер. Как минимум масоны выступают против крепостничества, а как максимум не против республики. В 1791 году была закрыта фракмасонская типография — Типографическая компания. В 1792 году Николай Новиков, один из самых популярных масонов и деятелей русского Просвещения, подготовивший первое классическое собрание русских летописей, был задержан и заточён в Шлиссербургскую крепость. А тут ещё в 1793 году французскому Людовику XVI голову отрубили, и масонство окончательно стало вне закона.
{{фото-большой-0b857e98-c6e9-11ec-ba5b-02420a0000c9}}
На счастье масонов, наследник императрицы Екатерины II — Павел I имел неплохие отношения с масонскими орденами. Он выпустил Новикова, разрешил масонскую деятельность. Однако она уже никогда не поднималась до того уровня влиятельности и воздействия на нравы дворян, как это было до начала преследований.
Таким образом деятельность тайных лож как-то продолжилась до восстания декабристов 1825 года, чтобы впоследствии быть окончательно запрещённой вплоть до октября 1905 года. Первая русская революция не только придала конституционный лоск самодержавной империи, но и вывела из подполья деятельность масонов.
Тикайте с городу!
Тут-то масонство и развернулось, но не совсем так, как когда-то мнилось его основателям. Дело в том, что масонские ложи довольно быстро стали собранием политиков, преимущественно из среды демократической и левой интеллигенции. Чуть ли не все лидеры кадетской партии побывали в депутатах лож. Одним из членов тайной ложи был и Александр Керенский, один из вождей Февральской революции 1917 года.
Всё это привело к тому, что масонские ордена довольно быстро стали своеобразными ответвлениями оппозиционных и революционных партий. Мягко говоря, при дворе к ним относились прохладно. А вот черносотенцы масонов ненавидели, именно из их среды вырвался и стал гулять по России дикий и погромный миф о «жидомасонском заговоре».
{{фото-большой-3928a8ac-c6e9-11ec-9dd9-02420a0000c9}}
Способствовали распространению этой теории и погромы еврейского населения. Дело в том, что черносотенцы и прочие антисемиты любили выставлять своих противников в качестве масонов. Мол, мы тут убиваем-режем еврейских нехристей, а вы гляньте, кто за них заступается — масоны! Точно заговор есть.
Февральская и Октябрьская революция 1917 года нисколько не приглушили погромные идеи. Наоборот, черносотенцы с еще большим рвением стали обвинять масонов в угрозе государства. Одним из основных заговоров, приписываемых масонам, стало конечно "свержение" последнего императора — Николая II.
{{фото-большой-80423162-c6ea-11ec-abec-02420a0000c9}}
После октября 1917 года, когда новая власть ввела суровые законы против антисемитской и погромной пропаганды, идеи такого рода ушли в подполье. Руководство Союза русского народа оказалось либо в бегах, либо как Александр Дубровин, было казнено по обвинениям в убийствах и погромах. Это вроде бы позволило масонам облегченном вздохнуть и встроиться в новую революционную реальность. Но не тут-то было.
Закат и возрождение
Масонство рассматривалось советской властью как «классово чуждое» явление. К тому же большевики не собирались терпеть какие-то непонятные полуподпольные организации, в которых собирается буржуазная публика, в массе своей не очень-то лояльная новой власти - а вдруг там заговор какой обсуждается? В 1922 году в Петрограде была создана национальная организация «Русское автономное масонство» (РУМ). Формально это были "свои", доморощенные подпольные эзотерики, но мало ли что — российские масоны могли поддерживать связь с белой эмиграцией, которая также была не чужда масонскому движению на Западе. Так что ВЧК стала серьезно присматриваться к такого рода любителям тайных знаний.
Впрочем, продолжалось всё это недолго. В 1925 году силовые органы советской республики стали преследовать и отправлять в лагеря членов масонских лож. Что самое интересное, репрессии эзотериков начались после того, как в мае 1925 года глава РУМ сам пришёл в ОГПУ и предложил сотрудничество. Взамен он хотел иметь возможность выехать за границу. Сотрудничество длилось недолго — в 1926 году членов организации арестовали одного за другим. Их осудили в среднем а три года административной высылки за вредную для СССР политическую деятельность. Позже часть членов РУМа была повторно осуждена на 10 лет лагерей.
Судьба прочих российских масонов сложилась по-разному. Кого-то из них взяли в 1930-х годах, когда в партийно-политической верхушке царила всеобщая подозрительность. А некоторые умудрились попасть в окружение Глеба Бокия, одного из руководителей советского силового блока - оказывается даже испытанным партийцам эзотерическое не было чуждо.
Известный в узких кругах биолог Александр Барченко так увлёкся тайными материями, включая телепатию, что каким-то образом сумел убедить в этом Бокия. Потом он заразил своего патрона идеями поиска Гипербореи на севере России и на Дальнем Востоке. Эти увлекательные искания были прерваны Большим террором. Барченко расстреляли в 1938 году.
К 1940 году от масонства в СССР уже ничего не осталось, кроме слухов, исторических исследований XVIII века, да циркулирующих в определённой среде погромных книжек о всем известном «заговоре».
В 1989 году советский гражданин Георгий Дергачёв попросил своего друга-француза принять его в масоны. Дергачёв был философом по образованию (защитил кандидатскую по эстетике) и уже в те времена увлекался эзотерикой. Французы достаточно оперативно рассмотрели вопрос о посвящении гражданина Дергачёва. Однако в 1989 году этого сделать не удалось. Только 9 марта 1990 года восточная ложа Франции приняла Дергачёва в свои ряды. Причём его приняли одновременно в три степени масонства (ученик, подмастерье и мастер). А уже в декабре 1990 года Дергачёв рекомендовал в ложу своего друга-художника.
После такого успеха уже можно было говорить об основании полноценной масонской ложи в России. И вот, 28 апреля 1991 года в Подмосковье в присутствии высокопоставленных делегатов ложи "Великого Востока Франции" (ВВФ) в масонство было посвящено пять россиян. Так на свет появилась первая российская ложа, которая по традиции назвалась «Северная Звезда».
Какой-либо популярностью новые русские масоны не пользовались. В отличие от их противников-обличителей, типа Олега Платонова, большинство из них никак не желало лезть в политику. Это действительно удивительный момент в развитии российского масонства — когда в политику в 1990-е годы ныряли все, руководство «Северной Звезды» вышло из состава ВВФ, чтобы не обсуждать политику, не иметь с неё никаких связей и вообще никак её не касаться. Только эзотерика, только хардкор.
В 1996 году ВВФ закрыл все ложи в России, глядя на то, как большинство членов ее организаций переходят под юрисдикцию аполитичного крыла масонства. Тем не менее, в 1997 году подразделение ВВФ снова открылось в России. Но в целом, как и в случае с другими масонскими ложами, все эти процессы не играли какой-либо существенной роли в политической жизни нашей страны. Эзотерика не была элите новой России — она делила собственность и власть, а для этого нет необходимости в тайных орденах, клятвах и церемониях.