В последний день октября в мире отмечают самый мистический праздник — Хеллоуин. В российском обществе ко Дню всех святых относятся неоднозначно. Пока дети и молодёжь куражатся в костюмах упырей и вурдалаков, старшее поколение сторонится «чуждого» праздника. Торговым сетям удаётся хорошо заработать на событии. Маркетологи говорят: прибыль магазинов во время Хеллоуина стабильна. Похожий ажиотаж наблюдается на День святого Валентина, чуть меньший — на День матери (последнее воскресенье ноября) и День смеха (1 апреля). Почему иноземные праздники легко прижились в России, а исконно русские — Святки, День Петра и Февронии — оказались «мертворождёнными» детьми.
Независимая исследовательская компания ИОМ «Анкетолог» опросила 444 человека, из которых 32% мужчин и 68% женщин. Социологи выяснили отношение россиян к зарубежным праздникам. Около половины опрошенных (47%) признались, что отмечают День святого Валентина, чуть меньше (около 40%) празднуют День смеха, ещё 30% отмечают День матери. Замыкает четвёрку Хеллоуин. Его празднуют только 20% опрошенных.
О праздновании Дня всех святых представители «Анкетолога» расспросили отдельно. Оказалось, что около 40% отмечают День всех святых, посещая тематические вечеринки, принимая участие в различных конкурсах, около 25% по случаю праздника нечисти «ходят в гости к знакомым, друзьям», около 20% — поздравляют близких.
Опрос, проведённый ВЦИОМ, противоречит данным «Анкетолога». Около 94% россиян заявили, что не собираются праздновать Хеллоуин, они объяснили это принадлежностью праздника к другой культуре. Отмечать его планируют лишь 3% россиян. Повышенный интерес к событию замечен только в самой молодой возрастной группе — 18–24 года.
Противники иноземных праздников считают, что заимствовать чужие традиции россиянам просто не нужно. Ведь у Дня святого Валентина и Хеллоуина есть российские «аналоги». Это День Петра и Февронии (8 июля), Святки (с 7 по 19 января) или День Ивана Купалы (7 июля). Также проводят аналогию между Днём матери и Рождеством Пресвятой Богородицы.
Социолог, доктор социологических наук Ольга Крыштановская назвала перечисленные праздники «мертворождёнными». Они не находят отклика в душе россиян, как и навязанные государством День народного единства (4 ноября) и День Конституции (12 декабря).
«Если праздник не приживается, значит, нет никакого ритуала его празднования, нет ассоциаций. Новый год — это ёлка, Хеллоуин — тыква, День влюблённых — плюшевые сердца, 8 Марта — мимоза. День семьи, любви и верности — это пустой звук. Нет никакого "мяса". Традиции празднования Святок, Ивана Купалы тоже утрачены, — рассуждает Ольга Крыштановская.
После Октябрьской революции советская власть пыталась пресечь русские традиции: как православные, так и языческие. «Светлое будущее» не предполагало святочных гаданий, прыжков через костёр в честь Ивана Купалы, походов в церковь на службу. После 70 лет исконные русские праздники возродить оказалось невозможно.
Традициям праздников в России посвящено много научных трудов. Кандидат филологических наук, доцент Государственного университета управления Наталья Вакурова написала научную статью «Импортозамещение праздников». В ней она попыталась понять, почему россияне охотно отмечают западные праздники и игнорируют свои собственные.
«Временные рамки и совпадения играют важную роль в успехе или неуспехе новации. Например, День Петра и Февронии не приживается из-за того, что в июле снижается плотность личных контактов. В этом смысле Дню святого Валентина в России "повезло"», — приходит к выводу эксперт.
Действительно, заимствованные праздники в основном приходятся на холодное время года — конец октября, ноябрь, февраль, начало апреля.
«У нас очень много стрессов, холодный климат, мрачное небо, тяжёлая жизнь, большие расстояния. Поэтому у нас люди очень впитывают в себя любую радость. Нам всё равно, китайский Новый год, японский, американский, лишь бы весело было», — делает вывод Ольга Крыштановская.
Новые праздники пришли в Россию в непростое время: в 90-е — начало 2000-х. Они скрасили суровые будни россиян.
«В первые годы века прошло несколько демографических провалов с ростом депрессивных и суицидальных настроений. Для власти страны было бы самоубийственно помогать народу праздновать деструктивный Хеллоуин или обмениваться валентинками как знаками любви без верности, абстрактной или конкретной, вне семейных отношений и обязанностей», — пишет Наталья Вакурова.
Заимствованные праздники сейчас популярны у молодых людей и детей. Но эксперты уверены — с каждым годом популярность Хеллоуина и Дня святого Валентина будет нарастать. Дети будут перенимать традиции от родителей.
«Думаю, когда молодые станут взрослыми, они продолжат эти традиции. В молодом возрасте ты это впитываешь, а потом в 40 лет и в 50 лет продолжаешь», — заметила Ольга Крыштановская.
Как рассказал News.ru бизнес-тренер, маркетолог Андрей Арно, несмотря на наличие антиамериканской риторики в обществе, спрос на товары к Хеллоуину стабилен — примерно на уровне прошлого года. Маски, костюмы, черепа, метла уходят как горячие пирожки.
«Хеллоуин — это эмоциональный повод потратить деньги. Как и любой праздник. Люди охотно идут на это. Он прочно вошёл в нашу жизнь, как 8 Марта и 23 февраля», — резюмировал Андрей Арно.