Последние несколько дней главными хедлайнерами в российских и не только медиа по вопросам обеспечения авиаперевозок и правил обеспечения безопасности полётов были «Аэрофлот» и излишне тяжёлый кот Виктор, прорвавшийся даже в зарубежные СМИ. Но, к сожалению, жизнь у нас такова, что долго обсуждать легкомысленные темы всерьёз не получается: на землю вернёт либо новая трагедия, либо вновь открывшиеся обстоятельства старой.

14 ноября Следственный комитет сообщил о том, что установил все обстоятельства крушения пассажирского самолёта «Боинг 737-500» в Казани 17 ноября 2013 года и определил ответственных за эту трагедию лиц.

Напомним, лайнер авиакомпании «Татарстан» вылетел из московского аэропорта Домодедово вечером 17 ноября в Казань. Несмотря на нормальную погоду, при посадке у пилотов возникли проблемы, командир судна даже сообщил диспетчеру о намерении уйти на второй круг из-за непосадочной конфигурации, однако машина рухнула на землю. В результате крушения погибли все 50 человек, находившиеся на борту. Среди них оказались гражданка Великобритании и гражданка Украины, сын президента Татарстана Ирек Минниханов, глава республиканского ФСБ Александр Антонов, а также жена и дочь спортивного телекомментатора телеканала «Россия 2» Романа Скворцова.

Данные бортовых самописцев показали, что двигатели лайнера работали вплоть до столкновения с землёй, отказов систем и агрегатов выявлено не было. В результате самолёт врезался в землю на скорости более 450 км/ч. При расследовании причин трагедии человеческий фактор сразу рассматривался как приоритетный. После катастрофы руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации 62-летний Шавкат Умаров подал в отставку, он работал в этой должности 15 лет. Сам он тогда заявил, что «чувствует меру ответственности» за случившееся. И, как оказалось, не зря.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Роман Антонов/РИА Новости

В результате шестилетнего расследования следователи считают виновными пятерых человек: двух пилотов, Валерия Портнова, занимавшего тогда должность гендиректора авиакомпании, её шеф-пилота Виктора Фомина и, собственно, Шавката Умарова.

Следователи установили, что командир воздушного судна Рустем Салихов не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании поддельных документов. Именно его и второго пилота Виктора Гуцула ошибочные действия непосредственно привели к трагедии.

Сама история началась в 2009 году, когда Валерий Портнов подал в Татарское межрегиональное управление Росавиации документы на Рустема Салихова, в которых содержались недостоверные сведения. Принявший их Умаров не стал утруждать себя такой мелочью, как проверка достоверности данных о человеке, которому доверят управлять пассажирским самолётом, и Салихов стал пилотом.

Цепочка халатных действий продолжилась три года спустя, когда всё того же пилота с поддельными бумагами решили сделать командиром воздушного судна. При этом шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечил ему необходимой подготовки, и в марте 2012-го Салихов — КВС.

А дальше произошло то, что могло случиться в любой день с 2009 по 2013 год.

17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва — Казань, при посадке ввёл воздушное судно в сложное пространственное положение, при этом Гуцул (второй пилот. — News.ru) управление на себя не принял. В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна, — так описывает причины трагедии Следственный комитет.

В это время в салоне было полсотни человек, не подозревавших, что мужчина, поприветствовавший их на борту при взлёте в аэропорту Домодедово, скоро всех их погубит.

К сожалению, их судьба была предрешена, когда пилот не захотел соблюсти все формальности и решил подделать документы, когда в региональном управлении воздушного транспорта Росавиации не стали заморачиваться их проверкой (из лени или корысти — решат люди более компетентные), когда пилота взяли и сделали командиром воздушного судна, пожалев времени на его подготовку. Каждый из людей, совершивший ошибку или допустивший минутную слабость на своём рабочем месте, неумолимо приближал трагедию.

Можно ли было её избежать? Наверняка, как и большинство таких случаев, — просто на одном из этапов должен был оказаться человек, не игнорирующий формальности и инструкции.