Военные ведомства Германии и Франции пришли к выводу о необходимости создать новый танк — на замену «Леопардам», показавшим себя отнюдь не с лучшей стороны в боях на Украине. Это совпало с решением российских танкостроителей возобновить производство Т-80, прозванных когда-то в 1980-е «реактивными танками Ла-Манша». Как сообщила дирекция «Уралвагонзавода», эта бронетехника показала высокую эффективность в зоне СВО. Почему новый западный танк должен иметь «необитаемую башню» и не окажется ли он лицом к лицу в бою с устаревшей российской моделью, — в материале NEWS.ru.
Какие танки теперь хочет строить Евросоюз
Берлин и Париж подвели черту под многолетними дискуссиями о создании нового танка на замену «Леопардам» (Leopard), поскольку эта модель не оправдала себя на Украине, — как оказалось, она не соответствует условиям современного боя. Об этом сообщил международный военный еженедельник Defence News. По данным источников издания, германский министр обороны Борис Писториус и его французский коллега Себастьен Лекорню приняли решение запустить проект нового европейского танка. Раньше этому мешали споры о распределении обязанностей. Но теперь споры завершены, — главными игроками определены фирмы Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall — немецкие производители «Леопарда», а также Nexter, основной подрядчик при производстве французского танка «Леклерк» (Leclerc). Таким образом, немцы возглавят новую танковую программу, в то время как французам отдано первенство в разработках европейской боевой авиации.

Ожидается, что генералы двух стран подготовят концептуальное техзадание для танка до следующей встречи Писториуса и Лекорню, запланированной на 22 сентября. Но уже определилось «концептуальное понимание» франко-немецкой команды о том, что новый танк должен иметь необитаемую башню, уметь «вести дуэли на крупном калибре», вести огонь по целям за пределами прямой видимости, взаимодействовать с беспилотниками и одновременно противодействовать вражеским, обладать лазерными технологиями.
Отмечается, что появления нового евротанка Франция ждет к 2035 или 2040 году. Немцы не спешат до 2045 года. До тех пор основным танком в Европе останется «Леопард», а во Франции — «Леклерк». По крайней мере, перспективную (пока только в чертежах) версию «Леопарда» 2А8 Германия собирается выпускать как минимум до 2032 года. При этом эксперты и наблюдатели отмечают явный провал дебюта «Леопардов» на Украине. Хотя, по данным Defence News, официальные лица в Европе старательно отрицают связь украинского провала с возобновлением проекта нового евротанка. Однако очень уж вовремя все складывается.
Что не так с «Леопардами»
Военный эксперт Александр Артамонов в беседе с NEWS.ru пояснил, что с «Леопардами» и «Леклерками» у европейцев на повестке дня приблизительно одинаковые проблемы.
«Оба делались вне времени боевого применения. „Леклерк“ был заложен в 1960-х годах, и когда он производился (а его уже не выпускают более десятилетия), для Франции были спокойные времена в военном смысле. Тут становятся понятны его „врожденные недостатки“. То же самое касается „Леопарда“. На сегодня „Леопард“ — это танк без автомата заряжания, без динамической защиты, перетяжеленный, потому что в его производстве используются тяжелые стальные сплавы. Из таких же, кстати, делают и „Леклерк“, и израильский „Меркава“», — перечислил Артамонов.

По его словам, в результате европейские танки становятся неповоротливыми на поле боя. К их недостаткам надо добавить слишком высокий силуэт (на полметра выше российских Т-72 и Т-90).
«Получаются махины, которые имеют большую инерцию хода, медленно разворачиваются и абсолютно не годятся не то что для заболоченной местности, а даже для обычных полей с жирными почвами типа чернозема, как на юге Русской равнины», — сказал эксперт.
Артамонов отметил, что концепция европейского танкостроения 1960-х годов была определена под применение танков в зонах колониальных интересов, попросту — в колониальных войнах. То есть в условиях Северной Африки или Ближнего Востока, на каменистых почвах и против заведомо слабого противника. Правда, позднее танки претерпевали модернизацию, однако все равно «последняя масштабная война», как думали эксперты НАТО, — кампания в Персидском заливе 1991 года — показала: устаревшая техника советского производства ведет прицельный огонь на 1,5–2 километра, а «Абрамсы», «Леопарды», «Леклерки» и «Челленджеры» могут эффективно стрелять на расстояние в четыре-пять километров. И с тех пор эксперты НАТО пребывали в заблуждении, что такое соотношение не изменится, поэтому не спешили с модернизациями. Тем временем отечественные Т-72Б3 и Т-90 с тех пор стали постепенно и самыми модернизированными, и самыми воюющими танками, у них тоже выявлялись недостатки, но их исправляли. «Леопарды» и «Леклерки» же по сути остались прежними.
«Маленький, но красноречивый пример: не имея динамической защиты, „Леопарды“ уязвимы даже для наших старых противотанковых комплексов „Фагот“. В Сирии в одном бою этими комплексами были уничтожены, по разным данным, от пяти до восьми „Леопардов“. И даже после этого немецкий танк так и не получил динамической защиты», — рассказал Артамонов.
Что касается современного «Леклерка», то у него еще одно критическое обстоятельство — он попросту слишком дорогой, отмечает эксперт. «Нынешний французский танк напичкан дорогой электроникой, которая выходит из строя при воздействии средствами радиоэлектронной борьбы, и даже сами производители считают серьезный ремонт танка делом нерентабельным», — добавил собеседник.
Почему Россия возрождает классическую бронетехнику
Как сообщил в воскресенье гендиректор концерна «Уралвагонзавод» (входит в Ростех) Александр Потапов, предприятие готовится возобновить производство танков Т-80. Такое задание дали военные, и «Уралвагонзавод» прорабатывает этот вопрос с Министерством промышленности и торговли, потому что это требует, по словам Потапова, новых мощностей.
Как рассказывал NEWS.ru старший научный сотрудник Академии военных наук Владимир Прохватилов, Т-80 называли «реактивными танками Ла-Манша». Из-за газотурбинного двигателя звук их мотора напоминает звук реактивного самолета. По его словам, эти машины быстрые, в частности, у них очень быстрый задний ход.

Впервые Т-80 поступил на вооружение Советской армии в 1976 году. Самая современная его модификация — Т-80БВМ — стоит на вооружении российской армии и используется в боях против ВСУ. Точное количество Т-80 в зоне СВО неизвестно, однако, по оценкам экспертов, до начала СВО на складах Минобороны находилось примерно три тысячи Т-80, в качестве мобилизационного резерва.
Почему старый танк лучше подходит для боев в Арктике
Полковник Михаил Тимошенко объяснил в разговоре с NEWS.ru, что главное преимущество этой модели перед Т-72 или Т-90 — газотурбинный мотор, сравнительно тихий и позволяющий завести танк в любой мороз.
«У газотурбинного двигателя расход топлива, конечно, больше, но зато мощность, количество лошадиных сил существенно выше, чем у дизелей. Обслуживать газотурбинный двигатель проще, так как он меньше места занимает. И он запускается в любую погоду — не надо устраивать каждый час прогрев при минусовых температурах, как у дизелей. Его можно и при минус 50 заводить», — сказал Тимошенко.
Военный эксперт отметил, что первостепенную важность Т-80 приобретают для создаваемой ныне арктической группировки ВС РФ. «Из-за того, что у нас на северах создается группировка и там в том числе морская пехота, которой нужны танки, — вот мы и решили обновить парк Т-80», — предположил собеседник. При этом он убежден, что модернизированный Т-80 не будет уступать более современной модели Т-90 по уровню защиты.
«Т-90, конечно, на десять лет разработки поновее, но он дизельный. И что вы думаете, броню у Т-80 сейчас будут делать такую же, какой она когда-то была? Возвращаться к старым рецептам? Да нет, конечно. Будут делать такую же броню, как на Т-90. В серию пойдет модернизированная модель Т-80БВМ», — подытожил собеседник NEWS.ru.
Читайте также:
Минобороны заказывает новую ракету для воздушного боя
Танки, дроны, ударные вертолеты: как Россия увеличит выпуск военной техники
Названы условия увеличения выпуска новых вооружений для нужд СВО