Наша сборная по футболу готовится сыграть матч с командой Камеруна. После дискриминационного отстранения наших спортсменов от международных соревнований каждая такая игра — это событие для наших болельщиков. Вот только даже в поединках с весьма средними соперниками результаты сборной пока явно не радуют.

Все на выезд!

Тренер российской сборной, а по совместительству наставник «Ростова» Валерий Карпин, на первый взгляд, весьма непатриотично призвал наших игроков уезжать играть в сильнейших европейских чемпионатах. В качестве примера Карпин привел отличную физическую форму играющего во Франции экс-армейца Александра Головина, который по ряду параметров явно превосходит своих партнеров, продолжающих играть дома. Мол, сказываются усиленные тренировки в «Монако».

Но пока список наших футболистов, отправившихся за последние годы поиграть в Европе, крайне узок. Кроме того же Александра Головина, это экс-железнодорожник Алексей Мирончук, динамовцы Арсен Захарян и Саба Сазонов. Еще можно вспомнить Александра Кокорина, но он выступает явно не в топовом чемпионате Кипра. В общем, пока особо гордиться игрокам нашей сборной нечем.

Конечно, сказывается политическая ситуация, курс на «отмену» всего русского, включая и спорт. Не каждый европейский клуб решится на приглашение нашего игрока, учитывая риск русофобских атак и провокационных демаршей украинцев. Однако при такой вынужденной концентрации российских звезд дома парадоксом выглядит тот факт, что в наших топ-клубах главные роли играют почти исключительно иностранцы-легионеры.

Игрок с российским паспортом

Однако лимит на легионеров, который не всем у нас по нраву, повышает особую ценность отечественных воспитанников, которые обязательно должны быть в составе. И при скудном предложении мастеров или хотя бы крепких середняков начинается гонка зарплат. Зачастую речь идет о нескольких миллионах евро в год. Да еще при нашей системе налогообложения.

Уверен, что если сложить зарплаты всех игроков, которые будут играть с Камеруном, то общая сумма может превзойти годовой бюджет какого-нибудь среднего российского города. Так зачем им стремиться в дальние страны и бороться за место в составе в условиях безумной конкуренции? Как говаривал герой старого советского мультика: «Нас и здесь неплохо кормят!»

Наши победоносные ветераны шестидесятых рассказывали мне, что по технике всегда уступали европейцам и игрокам из Латинской Америки, но брали силой духа и преимуществом «физики». Тренировались до потери сознания. И получали по $200 за победу в европейском кубке. А потому носители тех славных традиций удивлялись, видя, как чествуют наших игроков, занявших почетное восьмое место в чемпионате, проходившем в родных стенах. Напомню, что в 1964 году легендарный Константин Бесков потерял место тренера сборной после того, как занял с ней второе место на чемпионате Европы.

Есть ли воля к победе

И огромные зарплаты игрокам у нас платят несмотря на то, что футбол у нас пока убыточный. Команды содержат крупные корпорации, госбанки, или вся тяжесть ложится на областные бюджеты. Так что зарплаты раздувают отнюдь не с прибыли от самой игры. Потому-то уголовное дело против какого-нибудь местного водочного короля и приводило к падению еще вчера сильного и процветающего клуба в пропасть низших лиг. Недаром бытовала шутка: может, государству и бизнесу взять на себя оплату лечения тяжелобольных детей, а зарплату футболистам собирать всем миром?

Так что отсутствие конкуренции, избыточность зарплат в условиях экономических проблем, перегрев футбольного рынка агентами игроков, немалые сомнения в беспристрастности нашего судейского корпуса... Все это не способствует росту нашего футбола, возвращению им некогда ведущих позиций.

А матч с Камеруном, в котором мы желаем нашим ребятам только победы, — лишний повод задуматься над проблемами, от которых все равно не уйти.

Читайте также:

«Им плевать на страну»: как болельщики восприняли игры сборной России

Самый перспективный футболист России уезжает: что ждет Захаряна в Испании

Особняк, самолет и $500 тысяч за пост: как Неймар будет жить в Эр-Рияде

Квартира за $9 млн в русском районе, ужин с Бекхэмом: как живет Месси в США