В последние годы занимающие высокие посты чиновники дистанцировались от Интернета, в частности, от социальных сетей. Это было связано с тем, что они опасались излишнего «спрямления» коммуникации с гражданами и утраты статуса из-за возникновения различных казусных ситуаций. Однако сейчас вместе с тем, как интерес к деятельности глав регионов усилился, на руководящие посты в регионах пришли представители интернет-активных поколений, в представлении которых проводимая в соцсетях деятельность является естественным дополнением к повседневной жизни, а не обременением. Более того, социальные сети стали для губернаторов площадкой, которая позволяет им отказаться от прежних затрат на государственную поддержу местных СМИ, авторитет и востребованность которых нередко снижаются в результате изменения информационных привычек пользователей.
Сегодня ключевым каналом активности среди глав регионов стал Instagram, говорится в докладе фонда «Петербургская политика». В этой социальной сети создало профили подавляющее большинство из тех глав регионов, которые в принципе ведут странички в Сети. Эксперты отмечают различия в направленности аккаунтов губернаторов. Так, в одних случаях акцент делается на личное позиционирование — публикуется максимальное число собственных фотографий, сделанных преимущественно в деловой атмосфере. В других — на страницах, по сути, лишь визуализируется контент, который ранее был опубликован на официальном сайте администрации. Иногда главы регионов делают упор на коммуникацию с гражданами. Происходит она либо напрямую, либо посредством подключения к жалобам аккаунтов профильных ведомств. Также среди губернаторов встречается стремление сделать аккаунт «идеальным», что выражается в соблюдении требований к оформлению и визуализации контента.
Реагируют на комментарии под постами главы регионов тоже по-разному: они могут лично отвечать на негативные комментарии, удалять, а также игнорировать их или даже организовывать троллинг критиков. Эксперты подчёркивают, что общей модели приёма жалоб также не существует — некоторые чиновники прописывают, что к ним лучше обращаться в личные сообщения, а другие, напротив, предлагают обсуждать возникающие проблемы в публичных комментариях.
«Поиск баланса между самопрезентацией и трансформацией аккаунтов в один из механизмов управления социально-политическими и управленческими рисками станет, скорее всего, одной из ключевых задач 2019 года в условиях нестабильности рейтингов власти», — говорится в докладе.
Среди наиболее активных и успешных, судя по количеству подписчиков, в соцсетях авторы доклада выделяют Радия Хабирова (Башкирия), Владимира Васильева (Дагестан), Рустама Минниханова (Татарстан). В пятёрку также вошли Максим Решетников (Пермский край) и Антон Алиханов (Калининградская область). Мэр Москвы Сергей Собянин расположился на девятом месте. Эксперты сформулировали основной месседж губернаторских блогов.
Минниханов — «Я успешный и стильный мужчина»
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров — «Меня окружают уважаемые люди»
Врио главы Курганской области Вадим Шумков — «Я и мой пёс очень стараемся вместе с вами проворачивать заржавевшие шестерёнки системы»
Столичный градоначальник Собянин — «Похорошела»
Ведение социальных сетей контролируют в администрации президента, однако за публикации «ни разу не прилетало», рассказали «Коммерсанту» в руководстве одного из регионов. Существует требование — предоставлять заранее основные инфоповоды, исключение составляют оперативные события. По словам собеседника в другом регионе, Москва может отреагировать на пост только в случае, если он вызвал широкий резонанс. По словам источника в окружении одного из губернаторов, из федерального центра рассылают темы, которые «надо подсветить через информационные департаменты в администрации субъектов РФ, а дальше — через лидеров общественного мнения, у которых есть соцсети». Тема присутствия губернаторов в социальных сетях обсуждалась также на семинаре для «политических» вице-губернаторов, который проходил в Подмосковье 14−16 февраля. На нём были представлены примеры аккаунтов глав регионов, также участникам объясняли специфику языка соцсетей, плюсы и минусы их ведения.
Ранее РБК сообщал о том, что сопровождением руководства регионов в работе с социальными сетями займётся Институт развития Интернета (ИРИ). Чиновников научат вести Instagram и Telegram-каналы, а также правильно реагировать на негативные комментарии.