21 июня 2018 в 15:25

Засада в военных кафедрах

Военные кафедры сливают с УВЦ, по окончании которых студентов могут заставить служить

Военная кафедра в Высшей школе экономики Военная кафедра в Высшей школе экономики Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Госдума 21 июня в первом чтении рассмотрела законопроект о военной подготовке студентов. Как заверили депутаты, повода для волнений нет, просто военные кафедры преобразуют в военные центры.

«Законопроектом предлагается заменить несколько существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах на единый вид подразделений военной подготовки — военные учебные центры», — говорится в пояснительной записке правительства к законопроекту.

На самом деле, вот тут «засада» и может крыться. По существующему на данный момент законодательству в вузах действуют два типа военной подготовки. Первый — это как раз военные кафедры. По окончании их студенты получают звание лейтенантов запаса и фактически уже не призываются на службу.

Но существует и другая форма — учебные военные центры (УВЦ). И там система была совершенно иная. По его окончании студент обязан отслужить три года офицером, поскольку при поступлении в вуз подписывает соответствующий контракт.

В той же пояснительной записке говорится, что внесённые поправки не предполагают увеличения числа привлекаемых к военной подготовке. Но ни слова нет, как будут проходить военную службу по окончании таких центров. Хотя и депутаты, и эксперты уверяют, что это чисто техническое решение и ничего не изменится.

Военные кафедры появились в университетах и институтах СССР, на протяжении всего периода обучения, а это в то время было 4–6 лет, студенты получали определённую военную специальность, пограничную с гражданской. Затем проводились военные сборы, по окончании которых им присваивались звания лейтенантов запаса.

На срочную службу они не призывались, хотя иногда по дефицитным специальностям и забирали на два года. В армии их так и называли — «двухгодичники». К тому же у них всегда сохранялась возможность избрать военную карьеру, для этого достаточно было написать соответствующий рапорт.

Военные кафедры были далеко не во всех вузах, и там, где они существовали, конкурс был всегда заметно выше, чем в институтах без них. Практически всегда военкафедры были в технических вузах, и в 80-е годы, во время, когда престиж инженерных специальностей заметно упал из-за низкой зарплаты, многие вузы спасались за счёт них — военная кафедра прибавляла привлекательности.

Меньше всего кафедр было на гуманитарных специальностях. Разве что лингвисты могли кое-где похвастать такой льготой, их готовили как военных переводчиков. Поэтому все очкарики по достижении 18-летнего возраста плелись служить.

Значение военных кафедр было неодинаковым. Это зависело от того, считало государство нужным призывать студентов или считало, что важнее, чтобы в государстве было как можно больше квалифицированных специалистов с высшим образованием. Поэтому наблюдались целые периоды, когда студентов не призывали в армию, как сейчас, и периоды, когда они шли служить.

Но даже если срочной службы удавалось избежать на время учёбы, то такая опасность всё равно сохранялась по её окончании. Поэтому частенько в армии можно было увидеть не только юнцов, которые составляли основную массу, но и великовозрастных солдат 25–27 лет, которые где-то проявили неосторожность и попали в лапы военкомата. Из них получались прекрасные «раздолбаи», которых никакой офицерский окрик с места сдвинуть не мог, тем более что командиры взводов были младше по возрасту. Командиры их не любили и старались подольше держать на гауптвахте — от греха подальше.

Призыв на военную службу студентов был предметом постоянной борьбы генералов и учёных. Война в этом вопросе шла с переменным успехом, что и сказывалось на положении обучающихся. То они все дружно шли маршировать и подметать плац, то весело пили «Солнцедар» и лазали по простыням в женские общаги. Кому как везло.

Так было практически все 80-е годы прошлого столетия, пока не приключилась перестройка. Тема военной службы стала одной из самых острых, и вновь победили противники излишней милитаризации. В 1989 году правительство приняло решение вернуть всех студентов из армии в вузы и больше их не призывать.

Пока были голодные постперестроечные годы, военные особо не возмущались, хотя ворчали по этому поводу всегда. Но возникла идея контрактной армии, и с появлением денег она неким образом сняла остроту проблемы.

Но генерал будет не генерал, если не попытается загнать в строй любого праздношатающегося гражданского. Поэтому они регулярно идут на применение военной хитрости. И сдаётся нам, что ликвидация военных кафедр и преобразование их всех в УВЦ — одна из них. Как бы по окончании вуза жизнерадостный студент не обнаружил себя внезапно пусть и не в кирзовых ботинках, но в яловых сапогах и с кобурой на поясе.

Виктор Мураховский, полковник запаса, член Экспертного совета коллегии ВПК РФ:

Во-первых, речь не идёт о замене военных кафедр на УВЦ, наоборот, количество кафедр планируют немного увеличить, как и число обучающихся на них. Видимо, многие не поняли инициативу правительства и поднимают панику. На самом деле студентов просто переведут с кафедры в УВЦ, хорошо оснащённые и подготовленные для обучения высококвалифицированных кадров. Действительно, раньше существовал контракт, который обязывал курсанта отслужить в рядах армии три года после выпуска. Сейчас же появились новые контракты, в том числе и на подготовку офицеров запаса, которых как раз выпускала военная кафедра. То есть главное изменение — качество подготовки офицеров запаса возрастёт. Данную меру приняли в связи с тем, что переоборудовать военные кафедры необходимо, но неоправданно дорого.

Олег Павлов
Олег Павлов