По мере того как Россия углубляет своё экономическое проникновение в сирийскую инфраструктуру, возникает всё больше проблем, связанных с разными взглядами на кадровую политику в рамках совместных экономических проектов. Российский бизнес стал объектом обвинений со стороны профсоюзов Сирии после того, как в Тартусе начали реализовывать подписанные инвестиционные контракты. С точки зрения россиян, в порту оказалось занято гораздо больше людей, чем требуется. Сирийцы с этим не согласны.


Первой о разногласиях сообщила сирийская государственная газета Al-Watan, которая указала на высокий потенциал конфликта между занятыми в порту Тартус работниками и представителями зарегистрированной в России компании «СТГ инжиниринг», которая до недавнего времени формально входила в «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. По информации Al-Watan, одна из частных компаний, которую российская сторона, как сообщается, попросила о посредничестве, вызвала на встречу портовых рабочих, чтобы переподписать трудовые договоры. Рабочие выступили против переоформления, опасаясь кадровой оптимизации. Глава местного портового профсоюза Фуад Харба заявил в разговоре с Al-Watan, что его организация против подобной процедуры — он попросил рабочих не подписывать никаких новых договоров. По его словам, заключённые ранее соглашения предусматривают обязательство со стороны компании-инвестора использовать и поддерживать существующую рабочую силу в порту Тартус.

порт Тартуспорт ТартусEgmont Strigl/Global Look Press

Фуад Харба потребовал, чтобы это правило действовало для всех временных и постоянных сотрудников генеральной компании порта Тартус. Он сказал, что российские представители не имеют права ни инициировать подписание подобных контрактов, ни привлекать компанию-посредника в целях переоформления трудовых договоров.

Эта сложная ситуация, как пишут сирийские СМИ, возникла после того, как был согласован инвестиционный контракт между государственной General Tortus Port и российской «СТГ инжиниринг». Представители сирийского морского транспорта в Тартусе заявили журналистам, что россияне изучили ситуацию в порту и пришли к выводу, что серьёзного вмешательства требует сфера занятости. С точки зрения российской стороны, тартусский порт нуждается в модернизации — на это указывает ветхое состояние его инфраструктуры. Однако процесс существенно осложняет то, что в Тартусе, как считают россияне, занято гораздо больше людей, чем в портах аналогичного масштаба. К примеру, если в обслуживание порта в Новороссийске вовлечено около 600 человек, то в сирийском порту, как оказалось, в десять раз больше. Ситуация не стала неожиданностью: статус рабочих был предметом спора между российскими инвесторами и представителями Сирии ещё на раннем этапе переговоров. Однако никакого «мягкого» выхода из положения, по-видимому, предложено не было.

Сирийские наблюдатели отмечают, что меры по сокращению занятости в Тартусе напоминают шаги, предпринятые российскими предпринимателями, которые в своё время приобрели компанию по производству удобрений в провинции Хомс после переговоров с сирийским правительством. Россияне решили сократить численность персонала и уволить как минимум 1200 человек. Тем не менее ситуация была разрешена мягко: официальный Дамаск трудоустроил уволенных работников на другие предприятия. Помимо этого, российская компания предоставила дополнительные возможности для уволенных и вышедших на пенсию — работу на контрактной основе. По словам сотрудников компании по производству удобрений в Хомсе, после того как российский бизнес приобрёл объект, мониторинг рабочей силы был произведён сразу. Ещё на ранних этапах было определено, кто имеет право продолжать работать, а кто — нет.

Вероятно, подобный сценарий мог бы снизить градус напряжённости в Тартусе, который имеет для российской стороны стратегическое значение. Пока что сирийские наблюдатели говорят о первых увольнениях в порту и о разрыве изначально заключённых контрактов. Вероятно, конфликт необходимо будет решить в ближайшее время, ведь именно эта российская компания, как сообщается, будет участвовать в другом проекте — по строительству железнодорожных путей, которые свяжут сирийскую территорию с некоторыми государствами Персидского залива. Транспортная система будет протянута через Ирак.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен