Группа парламентариев во главе с депутатом Госдумы от «Единой России» Владиславом Резником, известным своей любовью к ВИП-отстрелу диких животных, внесла на рассмотрение нижней палаты законопроект в интересах «добросовестных инвесторов в охотничье хозяйство». Документ, в частности, меняет процедуру продления соглашений региональных властей с пользователями угодий, отменяя проведение торгов. Кроме того, документ регулирует механизм передачи охотпользователем части угодья третьим лицам. Автор инициативы полагает, что законопроект направлен на «повышение капитализации» отрасли в целом, а критики нововведений не исключают, что они могут ущемить права рядовых охотников и являются «лоббистскими». Подробности — в расследовании NEWS.ru.

Гарантии для инвесторов

Проект Владислава Резника вносит несколько поправок в закон 24 июля 2009 года «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (209-ФЗ). Действующий документ «в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство» предусматривает заключение охотхозяйственных соглашений — по сути договоров аренды природных территорий, признанных охотничьими угодьями, с правом на деятельность по отлову или отстрелу диких животных в их границах на срок от 20 до 49 лет. Соглашения заключаются органами исполнительной власти субъекта РФ с юрлицами и индивидуальными предпринимателями — так называемыми охотпользователями.

Нововведения Владислава Резника, в частности, расширяют возможности охотпользователей за счёт продления договоров без проведения торгов. Единственным условием для отказа в пролонгации документа предлагается считать банкротство охотпользователя. Кроме того, в законопроекте прописан механизм передачи прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению, которые при определённых условиях (уступке части территории охотугодья) возможны не ранее чем через семь лет с момента заключения договора.

Прекращение охотпользовательского соглашения согласно нынешней редакции 209-ФЗ возможно по решению суда. Эту норму депутат Резник предлагает уточнить формулировкой «в случае нарушения <...> требований к минимальной численности охотничьих ресурсов, в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, в границах охотничьего угодья, установленных таким соглашением».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Проект закона поступил в Госдуму ещё в декабре 2020 года. Помимо Владислава Резника, соавторами документа стали депутаты-единороссы Николай Николаев, Евгений Москвичёв, Александр Ищенко, Сергей Маринин из ЛДПР, справедливоросс Сергей Крючек и внефракционный парламентарий Рифат Шайхутдинов, попавший в нижнюю палату по квоте праволиберальной партии «Гражданская платформа», а также сенаторы Владимир Лебедев, Сергей Иванов, Алексей Кондратенко, Вадим Николаев, Сергей Митин, Юрий Фёдоров и Геннадий Емельянов.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Как следует из пояснительной записки, «острая необходимость правового урегулирования вопросов передачи прав и обязанностей по охотхозяйственным соглашениям» существует в связи с долгосрочным характером действия таких документов и «объективными сложностями долгосрочного планирования экономической деятельности».

Кроме этого, является актуальным вопрос обеспечения гарантий прав и интересов добросовестных инвесторов в охотничье хозяйство, в части возможности заключения ими охотхозяйственных соглашений на новый срок, без проведения аукциона, — сказано в пояснительной записке.

Необходимость продления соглашений без торгов авторы законопроекта аргументируют тем, что такой порядок действует «в других природоресурсных сферах», а именно в лесном хозяйстве и рыболовстве. Авторы поправок полагают, что нововведения направлены на «повышение инвестиционной привлекательности деятельности в сфере охотничьего хозяйства», а также «положительным образом скажутся на состоянии конкуренции в данной сфере, что повысит доступность охоты для населения».

Как рассказал NEWS.ru депутат Владислав Резник, «принятие этого закона приведёт к очевидному — повышению капитализации отдельных охотхозяйств и, соответственно, отрасли в целом».

На сегодняшний день оборот охотхозяйственных соглашений в стране отсутствует. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заключает соглашение, а дальше переуступить права он не может. Этот закон решит данную проблему. Законопроект предполагает, что когда заканчивается срок охотхозяйственного соглашения, его заключение соглашения на следующий период производится без торгов, но только если охотпользователь был добросовестным и выполнял свои обязательства. Этим же законопроектом предусмотрена ещё одна существенная норма. При заключении охотхозяйственного соглашения вводятся требования к минимальному количеству животных, которые охотпользователь обязан поддерживать на своей территории. С моей точки зрения и точки зрения моих коллег, это главное, для чего заключается соглашение, потому что государство предоставляет тебе право заниматься охотопользованием на этой территории. Но поскольку охотничьи ресурсы и животные принадлежат государству, то, соответственно, главная задача охотопользователя — чтобы плотность зверя не падала.

Владислав Резник депутат Госдумы

По мнению парламентария, его законопроект «требует от охотпользователя не допускать снижения численности животных на своей территории».

Охотпользователи vs охотники

Между тем посвящённый экологическим проблемам Telegram-канал «Зелёный змий» называет поправки депутата Резника «лоббистскими» и приводит мнение замруководителя Росприроднадзора Амирхана Амирханова. По его мнению, «проект закона нуждается в доработке».

Установление в Законе № 209-ФЗ положения о том, что охотхозяйственное соглашение может быть прекращено в судебном порядке только в случае нарушения требований к минимальной численности охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, представляется необоснованным, — подчёркивает Амирханов.

Кроме этого, он не согласен с тем, что единственным основанием для непродления договора должно быть банкротство охотпользователя, «так как, например, лица, допустившие существенные нарушения условий охотхозяйственного соглашения, на основании этой нормы также будут иметь право на заключение охотхозяйственного соглашения на новый срок, без проведения аукциона».

По некоторым данным, поправки получили поддержку со стороны главы охотничьего департамента Минприроды Андрея Филатова. Он якобы направил на подпись вице-премьеру Дмитрию Григоренко проект положительного отзыва кабмина с учётом нескольких формальных замечаний.

В проекте отзыва правительства говорится, что «принятие проекта федерального закона позволит обеспечить вторичный оборот охотничьих угодий, что привлечёт в охотничье хозяйство дополнительные инвестиции, а также предоставит дополнительные правовые гарантии лицам, добросовестно ведущим охотничье хозяйство».

Telegram-канал «Зелёный змий» упрекает Филатова в том, что он «рьяно взялся отстаивать интересы очень узкой группы охотников-депутатов», из-за чего «простые охотники лишатся последних доступных угодий, где ещё водится дичь».

В беседе с корреспондентом NEWS.ru заслуженный работник охотничьего хозяйства России, биолог-охотовед и главный редактор журнала «Охотник» Валерий Кузенков не исключил, что законопроект может быть направлен в интересах крупных охотпользователей. Он называет предлагаемый к принятию документ «законом торговли охотничьими угодьями», который является «несвоевременным, рыхлым и недоработанным». В связи с этим его «нужно обсуждать с профессиональным экспертным сообществом».

Во все времена мы были против передачи охотугодий в субаренду. А законопроектом предполагается следующее: мы берём угодья, а через семь лет можем их передавать третьим лицам, то есть это субаренда. Это будет коррумпированная составляющая — никто не знает, как кадастрово эти угодья оформлять, как они будут делиться, по каким площадям. У нас, к сожалению, сначала принимаются законы, а потом делается «нормативка», а должно быть всё наоборот. Я думаю, с принятием этих поправок может произойти ущемление прав охотников, потому что какой-то частный охотпользователь сможет, взяв эти угодья, через семь лет передавать другим лицам. У нас и так большое ущемление прав со стороны частных охотпользователей, потому что зачастую не пускают рядовых граждан и цены на путёвки финансово неподъёмные. Сейчас, чтобы охотиться на общедоступных угодьях, которые ни за кем не закреплены, простые люди платят государству 650 рублей за сезон. А если эти угодья за кем-то закрепляются и новый пользователь их начинает раздавать другим гражданам, которые, в свою очередь, смогут вводить там свои порядки и установят цену не 650 рублей, а, к примеру, 10 тысяч в сезон. И что простой охотник, живущий в деревне будет в состоянии заплатить такую сумму?

Валерий Кузенков заслуженный работник охотничьего хозяйства России, биолог-охотовед, главный редактор журнала «Охотник»

С другой стороны, он обращает внимание на то, что иногда граждане хотят охотиться на определённых территориях «только потому, что они здесь родились и все хотят делать это бесплатно, но работать в охотугодьях никто не хочет». При этом он уверен, что этим вопросом должно заниматься государство, а не «какой-то человек, взявший в аренду эти территории».

Фото: pixabay.com

Лоббизм или борьба за прозрачность?

Сейчас в России заключено около 5200 охотхозяйственных соглашений, по которым закреплено более 400 млн гектаров охотничьих угодий. По подсчётам издания «Открытые медиа», более 5,884 млн гектаров охотничьих угодий закреплено за наиболее крупными пользователями, среди которых оказались федеральные чиновники и политики, менеджеры госкомпании и бизнесмены из списка Forbes. Например, у семьи автора законопроекта Владислава Резника в пользовании находится 47,7 тысячи гектаров, у миллиардера Виктора Вексельберга — 237 тысяч, у режиссёра Никиты Михалкова — 122 тысячи, у миллиардера Олега Дерипаски и его окружения — 84,6 тысячи, у главы Ростеха Сергея Чемезова и его семьи — 77,9 тысячи, у спикера Госдумы Вячеслава Володина и его родственников — 68 тысяч, у миллиардера Юрия Ковальчука — 44 тысячи, у экс-главы Минсельхоза и его семьи Александра Ткачёва — 29,1 тысячи, у главы Совбеза Николая Патрушева и его родственников — 12,1 тысячи, у директора СВР Сергея Нарышкина — 10 тысяч.

Самым крупным охотпользователем России оказался бывший вице-губернатор Алтая и миллиардер Анатолий Банных со своими родственниками, у которого в пользовании более 1,1 млн гектаров угодий. В 2009 году во время организованной им охоты на краснокнижных баранов произошло крушение вертолёта, когда погиб полпред президента Александр Косопкин. Банных тогда остался жив, но в 2017 году пропал во время крушения вертолёта, когда летел в свои угодья. Активы чиновника, в том числе охотугодья в Хакасии и на Алтае, перешли его сводному брату Сергею Розбаху и бизнес-партнёру Сергею Портнягину.

Это уже не первая «охотничья» инициатива депутатов Владислава Резника и Николая Николаева, которая вызывает критику экологической общественности. В декабре 2020 года президент Владимир Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О животном мире“ и Федеральный закон „Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в целях устранения дублирующих норм и выявленных противоречий в практике применения законодательства в области охраны и использования животного мира и законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов)». Его противники уверены, что он легализует ВИП-охоту на краснокнижных животных. В пояснительной записке говорилось о том, что документом «однозначно исключается возможность осуществления любых видов охоты в отношении млекопитающих и птиц, занесённых в Красную книгу РФ и в Красные книги субъектов». Однако ко второму чтению в проект закона вошли нормы, которые допускают это.

Между тем в интервью NEWS.ru Владислав Резник подчёркивает, что с принятием этого закона в части возможности добычи краснокнижных животных «ничего не изменилось», поскольку всё регулирование этой сферы из закона «Об охоте» ушло и перешло в закон «О животном мире». Парламентарий уточняет, что «связано это с тем, что объекты, которые отнесены к Красной книге, не являются охотничьим ресурсом». Волнующая экологов проблема, что пострадают животные из Красной книги и что на них можно будет охотится, «не стоит», говорит депутат, добавляя, что «охотится на них будет нельзя».

Критики документа из Greenpeace, по словам Резника, «дуют на воду» и «придумывают теоретические схемы, которые не имеют жизненной актуальности». Он добавил, что Международный фонд дикой природы (WWF) и Международный союз охраны природы опасений по этому поводу «не испытывают».

Все мои законодательные инициативы и инициативы моих коллег проходят тщательнейшую юридическую проработку во всех федеральных органах исполнительной власти, в государственно-правовом управлении президента, а также широкое общественное обсуждение. Все хотят добра, и то, что они (Greenpeace. — NEWS.ru) опасаются, ничего страшного в этом я не вижу. На то и щука, чтобы карась в озере не дремал, — комментирует Резник.

По его словам, важным моментом принятого в декабре закона стало то, что если раньше охотников можно было привлекать к ответственности и по закону «О животном мире», и по закону «Об охоте», «выбирая, если по этому не пройдёт, можно по-другому закону привлечь и наказать». Такие вещи сейчас исключены, говорит парламентарий.

Резник также объяснил, что теперь в законе «О животном мире» указано, каким образом можно внести или вывести животное из Красной книги. Для этого необходимо вести долгосрочное наблюдение за ним и естественным колебанием его численности.

Это всё будет учитываться. Более того, процесс будет открытым, внятным. Если кто-то захочет вывести какой-либо вид из Красной книги или, наоборот, включить его туда, он должен будет полгода размещать информацию на специальном ресурсе. И более того, это должно быть не голословно, а обосновано материалами, — добавил депутат Госдумы.

В 2018 году Владислав Резник направлял в Минприроды письмо с предложением оценить возможность трофейной охоты на редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. А вырученные от этого средства, по его инициативе, можно было бы направить на исследования и охранные мероприятия в отношении краснокнижных видов животных. Эти предложение раскритиковал секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак.

По его мнению, предложение Резника — «это ни что иное, как попытка узаконить собственное увлечение „ВИП-охотой“». Турчак отмечал, что «предложение убивать, чтобы профинансировать спасение животных — это «какая-то „дичь“», добавив, что «предложения о разрешении отстрела краснокнижных животных недопустимы и невозможны».

Что ещё известно об авторах поправок

Помимо отношения к крупным охотугодиям, о котором писали СМИ, Владислав Резник состоит в президиуме Клуба горных охотников (КГО). Эта организация неоднократно просила правительство разрешить охотиться на исчезающие виды животных. Например, в 2017 году президент клуба Эдуард Бендерский, в прошлом сотрудник спецназа ФСБ, обращался к занимавшему тогда пост вице-премьера Александра Хлопонина дать его организации право на отстрел занесённых в Красную книгу России пяти путоранских баранов. В обмен на это объединение хотело заплатить от 15 до 30 млн рублей заповеднику, где должно было пройти «сафари». Хлопонин поручил Минприроды разработать соответствующий «пилотный проект по взаимодействию», но кабмин не поддержал инициативу.

Бендерский и Резник занимают, соответственно, первое и второе места в рейтинге КГО.

В 1989 году уроженец Северной столицы Владислав Резник был избран зампредом совета директоров банка «Россия», руководство которого связывают с ближним окружением нынешнего президента Владимира Путина. В первой половине 1990-х он был председателем правления страхового общества «Русь», являющейся третьим пайщиком — учредителем банка «Россия». Там под его руководством некогда трудился юристом экс-президент Дмитрий Медведев. Резник заседает в Госдуме с 1999 года, в 2010 году он возглавлял список депутатов-лоббистов по версии Forbes.

Соавтор двух законопроектов (об охотпользовательских соглашениях и «краснокнижной» охоте) Николай Николаев возглавляет думский комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Как писал NEWS.ru, он требовал признать российское отделение Greenpeace «нежелательной организацией». Два года назад он направлял запросы в различные ведомства и полагает, что российские чиновники недостаточно энергично работают против «подрывных» структур и не наделяют их статусом иностранного агента. Николаев ранее оправдывал скандальный закон «о вырубках лесов на Байкале» необходимостью развития транспортной инфраструктуры ради укрепления отношений России и Китая.

В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина.