На чемпионате мира сыгран первый тур группового этапа, больше не осталось команд, которых бы мы не видели, и пришло время подвести первые итоги. Мы сделали это вместе с ветераном советского футбола, вратарем сборной СССР Анзором Кавазашвили. Он рассказал все, что думает о мундиале в Катаре на эту минуту, а также поделился мыслями о нынешней сборной России, которой нет не только в Катаре, но и не будет на паре ближайших крупных турниров, как минимум.
— Кто был Вашим фаворитом до Чемпионата мира?
— Бразилия. Я считал, что в целом в финальную четверку попадут Бразилия, Аргентина, Германия и Англия. Дело в том, что бразильцы сами по себе являются особой кастой в мировом футболе. И в этой стране постоянно появляются заметные таланты. Аргентина, в свою очередь, является традиционным соперником бразильцев вместе с Уругваем, но они обходили своего конкурента в рамках последних больших турниров. Англичане и немцы всегда и во всех соревнованиях находятся во главе угла. Да, есть Франция, которая может выстрелить очень прилично, есть другие команды. Но моя четверка была именно такой.

— Мы посмотрели первые игры группового этапа. Какие Ваши впечатления?
— Первые игры показывают, что на состояние игроков по-разному влияют уникальные особенности проведения этого ЧМ. До этого все команды придерживались единой системы проведения ЧМ и ЧЕ — летом. В Катаре же уникальные климатические условия, непохожие даже на жаркие страны Южной Америки. Кроме того, политический и экономический факторы играют свою роль. Страны вспоминают, что ЧМ должен был проходить в США, говорят о том, как Катар получил право на его проведение. Все это вносит дисбаланс.
Надо сказать, что Катар сделал очень многое за эти годы в плане развития футбола. В частности, были потрачены большие деньги. Что до культурных различий, то это страна, где живут мусульмане, они всю свою жизнь придерживаются определенных законов. Многие вещи для них неприемлемы. И их запрет, скажем, пива на стадионах не говорит о доминировании над другими народами. Это их законы! Ну неужели люди не могут потерпеть по ходу матча и выпить потом?
Последний фактор — климатические условия. В Катаре по-восточному жарко даже сейчас. Помню, как сборная СССР готовилась к Мехико-1970. Мы за два года до ЧМ регулярно специально вылетали в Южную Америку, «поднимаясь» от среднегорья все выше. Так мы в течение двух лет адаптировали свои организмы.
— Какие команды вы могли бы выделить? Со знаком плюс и со знаком минус.
— Если говорить уже непосредственно о футболе, то сразу видно, что принимающая сторона оказалась не готова. Мне их даже жалко стало. Сборная Катара не готова к таким играм. За это время они должны были, в частности, поменять свою систему и пригласить хороших иностранных тренеров. За четыре года можно было подготовить хотя бы пару хороших игроков.
Относительно сильных сборных я бы сказал про Бразилию, хотя они и не те, что были раньше. В первом матче сербы стушевались перед ними и отдали поле. Но в случае, если бы это была прошлая великая Бразилия, они бы разорвали Сербию еще в первом тайме. Там сейчас нет Пеле. Лучший игрок в сборной Неймар, которого я бы все время серьезно штрафовал за симуляции. Он привык валяться на земле. Вот почему в сегодняшнем футболе команды могут переигрывать по 18 минут. Просто много симуляций и театрального представления своей боли. Секунду назад он корчится от боли, потом вскочил и побежал. Любой спортсмен знает, что на самом деле так не бывает.
Так что Бразилия может пройти дальше, но шикарной игры и удивлений я не ожидаю. По поводу других команд. Скажем, в случае с Англией и Ираном (6:2) счет говорит о превосходстве в скорости и агрессии. Но сам Иран — не очень сильная команда.
Хочу сказать, что уровень футболистов у Германии и Англии примерно одинаковый. Но одни разгромили Иран, а другие неожиданно проиграли Японии. Вот и спрашивается — какой же мировой футбол? Даже сборная США, где классический футбол не очень популярен, сыграли с Уэльсом очень неплохо. Так что ощущения разные. Нельзя сказать ничего четкого после первых игр. Надо посмотреть еще.

— Как вы для себя объяснили поражение сборной Аргентины от Саудовской Аравии?
— Никак не объясняю. Но могу предположить, что саудиты из всех ближневосточных команд проделали необходимую работу между мундиалями. И видимо они наняли классных зарубежных специалистов. Команда в разы сильнее, чем в 2018 году. Они не просто прибавили в технике, но у них появилась мысль. Физика у них была всегда. Но теперь по тому, как исполняются поручения тренера, можно сделать вывод, что они настроены на пас, на голы и на результат. Посмотрел на них и был очень удивлен.
Аргентину же я могу как профессионал очень ругать. Они просто недостойно и небрежно отнеслись к сопернику. Месси перед ЧМ говорил, что получил все награды на клубном уровне, но не имеет золота чемпионата мира. Он подчеркивал, что получит его. Но хочется сказать: «ребята, с таким расхлябанным настроем у вас ничего не получится». Им казалось, что они изначально намного выше соперника и вышли без уважения. Это пагубные мысли.
— На ЧМ-1990 Аргентина дошла до финала, проиграв первый матч Камеруну Валерия Непомнящего. Верите в Аргентину после поражения от Саудовской Аравии?
— Знаете, футбол — это абсолютно непредсказуемая игра. Вот, например, поставившие на саудитов, наверное, стали миллионерами. Никто такого не ожидал. И сейчас никто не может ничего предполагать конкретного.
— Что можете сказать о Криштиану Роналду в первом матче?
- Он нормально сыграл против хорошей сборной Ганы. Этот парень действительно умеет повести за собой команду. Он никогда просто так не теряет мяч. Парень очень талантлив. Месси в клубе один, а в сборной — другой. Ему не дают столько по времени владеть мячом, и он ни на одном ЧМ ничего до конца довести не может. А Роналду, несмотря на средний уровень сборной Португалии, может дать толчок всему коллективу. Тогда Португалия может удивить.

— А что с Лео Месси не так в национальной команде?
— Он — выдающий игрок-индивидуальность. Вспомним его выступления за клуб, особенно за «Барселону». Там почти все играли на него. А в талантливой и яркой сборной Аргентины все индивидуальности. Они играют на себя. Лео уже несколько раз пытался выиграть ЧМ со сборной. И всякий раз это оборачивалось провалом, даже если речь шла о поражении в самом финале, как в 2014-м против немцев.
— Как через 10 лет будут вспоминать этот ЧМ? Футбол или скандалы? Что выйдет на первый план?
— Без скандала воспоминаний не бывает. Просто для истории есть протокол. Но умный рассказчик все зафиксирует и сопоставит факторы. И он сделает выводы о том, кто повел себя правильно, а кто — нет. Но все эти разговоры неотделимы от футбола.
— Нельзя не поговорить и о сборной России, которая не играет на ЧМ, но прямо перед ним провела два товарищеских матча — две нулевые ничьи с Таджикистаном и Узбекистаном. С какими чувствами вы смотрели эти матчи?
— Без эмоций. Я же понимаю Валерия Карпина (главный тренер сборной России. — NEWS.ru), он просто ищет спарринг-партнеров, чтобы проверить игроков. Вот и все. Это все вынужденные меры. А после проведения этих игр он представит в РФС отчет о проделанной работе. Он обязан это делать, у года должен быть итог.

— Что ждет нашу сборную в ближайшие годы?
— В ближайшие четыре года нас не включат в международные турниры, это надо понимать. Нас везде хают. Да, Томас Бах (президент Международного Олимпийского комитета. — NEWS.ru) иногда как бы говорит правильные слова, но толка никакого. Поэтому нам надо работать на перспективу, а в приоритете в это время должны быть ребята, вроде вратаря «Локомотива» Даниила Худякова. Я его, если честно, с удовольствием взял бы в сборную.
Мы мимо кассы как минимум еще на три крупных турнира. Этим случаем стоит воспользоваться и прекратить приглашать легионеров, а все взоры обратить на детские спортивные школы. Они должны получать задания на самом высоком уровне. Например, директор молодежки «Спартака» должен знать, что от него через три года будут ждать правого защитника для сборной. И заказы такие нужны разным командам по разным позициям. Начальники передадут задачу тренерам, которым, в свою очередь, нужно платить хорошие деньги, чтобы они думали о работе и о поставленной цели, а не о том, как свести концы с концами.
Кроме того, стоит учредить поощрительный фонд. То есть, сейчас тренер получает больше, чем некоторое время назад, а при выполнении заказа он получает большой бонус. Вот, что надо делать, заинтриговать людей, чтобы работали.
Сборная должна иметь игроков, которых отрывали бы с руками и ногами иностранные клубы. Сейчас таких нет. Тренеру сборной нужно работать на перспективу в содружестве с молодежной командой и «шерстить» всех талантливых пацанов. Тем более, у Карпина есть на все это время. Плюс надо взять нескольких опытных ребят, которые помогали бы совсем молодым. Сложная работа.
— Вы играли в сборной СССР в 1960-годах. В частности, с национальной командой брали «бронзу» Чемпионата мира-1966 в Англии. Какая команда лучше — Ваша или нынешняя?
— Даже разговора быть не может. Тогда у нас клубы были замечательные, которые давали сборной игроков мирового уровня. И ведь не только Россия делала это. Игроки воспитывались в Грузии, Украине, Азербайджане, Армении и не только. И все играли в национальной команде. Они бы сегодняшнюю сборную разорвали на куски.

— В чем принципиальные отличия в подготовке футболистов между 60-ми годами прошлого века и нашим временем?
— В советской системе все было отработано «от А до Я». Все этапы взросления и становления футболиста контролировались на каждом уровне. И речь не только о футбольном клубе или школе. В этом процессе были задействованы местные спорткомитеты, а также областные и центральные организации.
Кроме того, сами тренеры работали не только за деньги, но и на совесть. Многие наставники считали своей обязанностью звонить в Москву или отправлять письма, в которых были призывы обратить внимание на того или иного спортсмена, на которого нужно обратить внимание. И послания приходили со всех сторон. Это была настоящая информационная атака! После этого часто специалист тут же выезжал в регион. И приезжали лично тренеры высочайшего уровня. Например, так ездил Константин Бесков (выдающийся советский футболист и тренер, легенда московских «Спартака» и «Динамо». — NEWS.ru). То есть, наставники в то время были и скаутами, и тренерами. Это была единая система отбора.
Кроме того, сами футбольные клубы были очень сильные. Люди перед попаданием в мастера проходили через такие жернова, с ума сойти можно было! Тогда по итогу выбирали действительно самых лучших, в подготовке была конкретика и индивидуальный подход. А сами соревнования среди «юношей» проходили на самом высоком уровне, в каждой команде благодаря всей этой работе появлялось и проявляло себя «созвездие» талантливых ребят.