Грузовое судно под флагом Мальты MV Ruby с российскими удобрениями несколько недель не может зайти в европейские порты, хотя было повреждено и нуждается в ремонте, пишет газета The New York Times. Сейчас балкер, который перевозит 20 тысяч тонн нитрата аммония, стоит на якоре у берегов Великобритании. Гавани отказались принимать судно после того, как экс-посол Литвы в РФ Эйтвидас Баярунас назвал его «плавающей мегабомбой». Представляет ли груз угрозу для европейцев на самом деле и подробнее о происходящем — в материале NEWS.ru.
Что известно о сухогрузе MV Ruby
По данным NYT, в конце августа балкер вышел из порта Кандалакша в Мурманской области с грузом удобрений — 20 тысяч тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), — который должен был доставить в Африку. Вскоре после отплытия сухогруз попал в шторм и сел на мель, получив повреждения корпуса. В начале сентября он зашел в норвежский порт Тромсё для обследования.
«Были повреждены руль, винт и несколько трещин в корпусе. Насколько нам известно, повреждения не затронули груз на борту», — сообщил изданию представитель Норвежского морского управления Даг Инге Орхус.
Судно не могло следовать в пункт назначения. При этом норвежские власти отказались его ремонтировать, потребовав покинуть воды королевства в сопровождении буксира.
Представляет ли груз на борту сухогруза опасность для европейцев
Выйдя из Тромсё, MV Ruby направился для ремонта в литовский порт. По данным СМИ республики, экипаж объявил тендер на ремонт балкера, который выиграла компания из Клайпеды Vakarų laivų gamykla. Однако, чтобы получить разрешение властей Литвы на заход в порт, судно должно было избавиться от груза.
«Груз не будет допущен в порт», — заявила 12 сентября премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.
Генеральный директор Vakarų laivų gamykla Арнольдас Шилейка подчеркнул после слов главы кабмина, что связь с судном и его владельцами прекратилась. Между тем литовский эксперт, пожелавший остаться неизвестным, указал в беседе с NEWS.ru, что отремонтировать балкер можно только в доке, выгрузив селитру.
В августе 2020 года на складе в порту Бейрута взорвались 2750 тонн нитрата аммония. В результате детонации погибли почти 180 человек, примерно 6,5 тысячи пострадали, около 300 тысяч лишились своего жилья.
MV Ruby перевозит почти в семь раз больше селитры. По данным специализированных изданий, тротиловый (ТНТ) эквивалент аммиачной селитры, которая используется в составе взрывчатых веществ, составляет 0,5.
Таким образом, 20 тысяч тонн селитры, находящиеся на борту MV Ruby, соответствуют примерно 10 кт ТНТ. Мощность атомной бомбы «Малыш», сброшенной бомбардировщиком B-29 ВВС США в августе 1945 года на Хиросиму, составила от 13 до 18 кт ТНТ.
Чего испугались литовцы
Литовские СМИ сообщили, что руководство порта Клайпеды нашло место для выгрузки селитры. Однако до сих пор это не удалось сделать, поскольку химикаты были доставлены из РФ. По словам главы МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, хотя нет никаких доказательств «злого умысла», республика «не может рисковать и оставаться беззащитной в любых делах, связанных с Россией».
«Когда мы имеем дело с РФ или другими международными субъектами, которые недружелюбны к нам, мы всегда помним об этом», — заявил он.
Баярунас в свою очередь подчеркнул, что Клайпеда может стать целью диверсий, поскольку жизненно важна для Литвы и НАТО в нескольких стратегических областях — военной логистике, энергетической безопасности и региональной энергетической стабильности.
Бывший посол в РФ также отметил, что это ключевой узел для транспортировки военной техники и персонала, обеспечивающий оперативные возможности Североатлантического альянса и США в Балтийском регионе.
Дипломат добавил, что в порту Клайпеды находится единственный в странах Балтии крупный терминал СПГ, который позволяет импортировать газ в качестве альтернативы российскому голубому топливу и является краеугольным камнем стратегии энергетической безопасности Литвы.
Как сухогруз оказался у берегов Великобритании
После вступления в НАТО Швеции и Финляндии в Северной Европе не осталось дружественных или нейтральных по отношению к России государств. Принимать груз MV Ruby, помимо Литвы, отказались Швеция, Дания и даже Мальта, которая является портом приписки навалочника.
По этой причине экипаж принял решение направиться для ремонта в один из портов Великобритании. Однако после заявлений Баярунаса в королевстве также отказались принять судно. С конца сентября оно стоит на якоре у берегов графства Кент, недалеко от устья Темзы.
Как сообщили на прошлой неделе владельцы балкера, пока им не удается найти судно для перегрузки селитры в открытом море.
«Спекуляции в СМИ оказали пагубное, негативное воздействие на способность сухогруза провести плановые операции по перегрузке груза аммиачной селитры на другое судно, чтобы Ruby мог пройти ремонт после инцидента с посадкой на мель вскоре после выхода из Кандалакши», — заявили представители Cielo Shipping Pte. Ltd, компании — владельца балкера.
Сухогруз не пускают в европейские порты из-за русофобии?
Подозрения литовцев по поводу того, что на борту сухогруза находится мегабомба, — это не более чем выдумки, сказал доцент кафедры политического анализа РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев.
«Россия не занимается терроризмом, она с ним борется. Даже если публичные персоны могут на эмоциях говорить что-то резкое по отношению к нашим западным недругам, то это не повод оставлять сухогруз без помощи», — заявил он в беседе с NEWS.ru.
По его словам, «нормы права и морали должны соблюдаться».
Поведение литовских чиновников в отношении сухогруза с российскими удобрениями объясняется русофобией, заявил NEWS.ru депортированный из республики журналист Владимир Водо.
«Баярунас был вполне адекватным дипломатом, когда занимал должность посла в Москве. Но после начала СВО риторика кардинально изменилась. Премьер Шимоните недавно поминала „русню“ в контексте „неминуемой победы Украины“. Один шоумен по фамилии Раманаускас заявил в телеэфире, что смотрящих русские сериалы и слушающих русскую музыку надо расстреливать», — рассказал он.
Ранее глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе заявила в интервью NEWS.ru, что, «если бы мы кинули серьезную бомбу на центр Лондона, все бы уже закончилось и нас бы уже везде пустили (на международные соревнования. — NEWS.ru)».
Тем временем зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев отметил, что нужно «сразу потопить проклятый остров англосаксонских псов».
Политическая провокация Запада
Это чисто провокационная тема, чтобы представить Россию в плохом свете и обвинить ее в терроризме, заявил NEWS.ru заместитель главного редактора журнала «Воин России» капитан I ранга Василий Дандыкин.
«Как всегда, без доказательств. Дело в том, что нитрат аммония, или аммиачная селитра, сам по себе не взрывается. Его можно использовать как один из компонентов взрывного устройства, но без других компонентов взрыва не будет. Тем более на сухогрузе, где приняты нужные меры безопасности. Все разговоры о корабле-бомбе — всего лишь политическая провокация Запада», — заключил он.
Читайте также:
«Это саботаж»: военэксперт о застрявшей в водах ЕС российской «мегабомбе»