13 февраля 2018 в 07:14

Водка не подорожает?

Цена на этот напиток в 2018-м останется прежней. Что означает подобная новость для рынка и потребителей?

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Минимальная розничная цена (МРЦ) на бутылку «пшеничной» в этом году не вырастет, обнадёжил вице-премьер Александр Хлопонин в интервью «Российской газете». Он уточнил, что этот показатель могут привязать к инфляции, чтобы компенсировать потери производителей. Но что подобная мера означает для потребителей?

Народная любовь

Сложно представить другой напиток, который за несколько веков превратился бы в русский символ. Водку романтизировали во все времена. Ей признавались в любви, о ней слагали стихи, писали песни и анекдоты. Чего только стоят эти несколько строк, которые уже давно гуляют по Интернету:

— Почему Вы пьёте водку?

— Потому что она жидкая. Если бы была твёрдая, я бы её грыз.

Несложно понять: если «пшеничная» вдруг поднимается в цене, это заставляет многих людей нервничать. По данным Росстата, в 2016-м на долю водки пришлось 38,9% алкогольного рынка. Это говорит о том, что интерес к данной продукции у народа есть.

В мае 2017-го МРЦ водки выросла до 205 рублей за пол-литра. Ранее этот показатель был чуть ниже — 190 рублей.

«Минимальная цена должна быть такой, чтобы самый малообеспеченный человек мог купить необходимое ему количество легальной водки в магазине», — комментирует News.ru руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз. По его словам, на пособие по безработице люди в Западной Европе могут себе позволить 200 бутылок легальной водки, пусть и самой дешёвой.

Так, например, безработным в Германии платят примерно 60–58% от последней зарплаты. С учётом средней зарплаты в 2500 евро пособие может составлять около 1500 евро. В то же время в России нетрудоустроенным перечисляют максимум 4900 рублей. Получается, что наш человек может купить только 24 бутылки.

«В России МРЦ не делает водку доступной всем слоям населения. Тот, кто получает 10 тысяч рублей, никогда не пойдёт в легальный магазин, чтобы купить водку по 200 рублей», — отмечает исследователь рынка Вадим Дробиз. Именно поэтому и произошла трагедия в Иркутске, говорит эксперт.

В отделении анестезиологии-реанимации медсанчасти Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), где находятся отравившиеся концентратом для принятия ванн «Боярышник» В отделении анестезиологии-реанимации медсанчасти Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), где находятся отравившиеся концентратом для принятия ванн «Боярышник» Фото: ТАСС/Кирилл Шипицин

Напомним, что в декабря 2016-го в Иркутской области 78 человек смертельно отравились спиртосодержащей жидкостью «Боярышник».

Меры предосторожности

На что следует обратить внимание в магазине, чтобы не стать жертвой палёной водки? Во-первых, покупать лучше в проверенных торговых точках. «В крупных сетях или специализированных бутиках, винотеках и алкомаркетах шанс столкнуться с подделкой минимален», — рассказали News.ru в пресс-службе «Ладога Дистрибьюшен», федерального дистрибьютора алкогольной продукции.

В то же время, если легальность магазина вызывает сомнения, нужно изучить саму бутылку. «На ней должна быть размещена специальная федеральная марка с указанием объёма тары, категории напитка и наименования производителя», — объяснили в компании. Сегодня есть мобильное приложение, которое выпустили в РАР (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка). С помощью него можно просканировать эту марку и убедиться в её легальности — программа покажет информацию, которую можно сверить с тем, что напечатано на марке и контрэтикетке.

«Дополнительные степени защиты может использовать и сам производитель. Например, это сложные элементы оформления — декорация золотом высшей пробы. Подделать это сложно и невыгодно. Даже дозатор и термоусадка на колпачке, которые могут позволить себе в основном добросовестные производители, являются индикаторами того, что продукт легален», — резюмировали в «Ладога Дистрибьюшен».

Что будет с ценами?
Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Jaap Arriens

По словам Вадима Дробиза, из 205 рублей (цена, за которую сегодня можно купить самую дешёвую бутылку водки) 135 рублей уходит на налоги, то есть около 70%. В то же время прибыль должны получить производители, оптовики и розничные торговцы. «Минимальная цена пока не помогает решить эту задачу», — говорит руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра».

Например, по данным Вадима Дробиза, наценка розничной сети должна быть не меньше 35%, а оптовиков — минимум 20%. Поэтому в ближайшей перспективе цены на водку будут расти.

«В следующем году МРЦ на этот вид напитка может составить где-то 220–225 рублей», — полагает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз.

Дарья Гетманова
Д. Гетманова