Предложенная депутатом Госдумы от фракции ЛДПР Василием Власовым инициатива, что называется, «зашла». Суть её — предоставить россиянам право не оплачивать коммунальные услуги, если их качество не соответствует нормам. Итогом должны стать радикальное улучшение качества услуг в сфере ЖКХ и ощутимая экономия средств для каждого российского домохозяйства. Эксперты, опрошенные News.ru, инициативу в целом одобряют. При этом они считают, что на воплощение идеи в жизнь могут уйти десятилетия.
Парламентарий предлагает закрепить право россиян не оплачивать коммунальные услуги в течение всего расчётного периода в случае сбоев подачи горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоотведения, отопления в течение отопительного периода, и за сам факт несоответствия состава и свойств воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании. Эксперты согласны — реформы нужны, но предвидятся разного рода трудности.
Леонид Примак, директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Идея имеет право на существование, в отрасли необходимо наводить порядки. Есть системная проблема, и сейчас стоит задача учитывать все ресурсы, ставить новые приборы учёта, многие из которых способны даже дистанционно снимать показания. Реформирование всей системы будет способствовать экономии ресурсов и на уровне жителей, и на уровне УК, а также для самих поставщиков ресурсов.
Член комитета ТПП по предпринимательству в ЖКХ Юрий Павленков соглашается: инициатива Власова нужная и полезная. Но, по его мнению, следует ставить вопрос не о полном прекращении оплаты: надо ввести дифференцированные цены на услуги в зависимости не только от количества поставленных ресурсов, но и от качества. Сегодня же вся страна оплачивает услуги по жёсткому тарифу, независимо от качества.
Количество не переходит в качество
Эксперты предвидят определённые трудности при внедрении реформ. Так, Леонид Примак считает, что будут и технические сложности, и сопротивление на каждом из этапов.
Где-то не будет хватать средств, где-то — ресурсов, кто-то станет лоббировать те или иные приборы учёта, а где-то не окажется программ, которые могли бы системно работать и учитывать интересы всех участников цепочки — от поставщика до потребителя, — говорит Примак.
С ним согласен и Юрий Павленков: необходимо будет преодолеть «абсолютное сопротивление монополистов-ресурсников и городских административных систем». Администрация, по мнению эксперта, получает свою мзду от колоссальных объёмов поставок ресурсов — в виде налогов, неадекватных платежей, бонусов от деятельности банковских систем, осуществляющих переводы.
Павленков подчёркивает — уже сегодня есть возможность технически определить не только количество поставляемого ресурса, но и его качество с помощью общедомовых приборов учёта (ОДПУ). Если речь идёт о тепловой энергии, то ОДПУ сегодня способны измерить не только температуру теплоносителя на входе и выходе, но и его давление (в том числе перепады давления), а также качество самого теплоносителя, который не должен разрушать металл, забивая стенки труб присадками. У питьевой и технической воды параметры измеряются на входе в дом, но уже другими средствами с применением лабораторных анализов, проводимых как минимум раз в квартал. Роспотребнадзор делает их практически на безвозмездной основе.
Юрий Павленков, генеральный директор НП «Индустрия Сервейинг»
Проблем с измерением коммунального ресурса на входе в дом нет. По сути, там мы ещё имеем дело с товаром, который нам «впаривает» монополист — поставщик ресурса. Контроль за объёмом и качеством поставляемой услуги должна осуществлять управляющая организация по приборам ДПУ, и делать это следует вместе с ресурсником. Но как только коммунальный ресурс входит непосредственно в дом, он превращается в коммунальную услугу, и тут начинаются проблемы.
Главный вопрос, считает Павленков: кто виноват в том, что конечное качество низкое — поставщик услуг или УК? Кто оказывает негативное влияние на конечное качество продукта? Потребителю важно получить качественную услугу, не вдаваясь в детали.
Дифференцировать ответственность по качеству и количеству покупаемого ресурса на данном этапе не представляется возможным. Отсюда — многочисленные «жилищно-криминальные» споры, — считает член ТПП.
Поможет искусственный интеллект
Ситуация, вне всякого сомнения, значительно улучшится после введения интеллектуальных систем учёта (ИСУ), которые станут оценивать качество поставляемых услуг. Правда, «быстро и качественно» не получится, считает Леонид Примак.
У нас есть регионы, где наиболее активно принимают все инициативы, они берутся их внедрять и находят источники финансирования. Для этих субъектов федерации, которые являются лидерами по реализации инноваций, где есть выраженная политическая воля со стороны руководства региона, там можно говорить о сроках внедрения инициативы депутата Власова в течение пяти лет. Для самых депрессивных регионов речь может идти и о сроке до 20 лет. То, что посередине, а это примерно 70% субъектов федерации, говорить можно о 10–15 годах, — прогнозирует директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита ИОМ.
Однако не стоит делать панацею из ИСУ, поскольку многое будет зависеть от того, кто станет контролировать новые приборы.