На странице телеведущего Дмитрия Киселёва во «ВКонтакте» появилась первая часть фильма «Как Собянин и Киселёв в трамвае ездили». Поездки в общественном транспорте — рекламный ход, который принёс популярность Борису Ельцину в конце 80-х годов прошлого века. С тех пор политические технологии ушли далеко вперёд, формы «близости к народу» стали более продвинутыми и разнообразными. Однако Сергей Собянин вернулся к проверенным методам эпохи позднего СССР. В этом есть свой символизм — многое в современной российской политике начинает напоминать возвращение в утраченный «советский рай».

Прекрасное далёко

Это касается не только стилистики общения мэра Москвы с горожанами. За месяц до Единого дня голосования совершенно не ощущается напряжения избирательной кампании. Соперники Собянина настолько слабы, что он даже отказался от предвыборных дебатов. Выборы в Москве и в других регионах стали формальной процедурой с заранее известным результатом. Такая же ситуация была с выборами в СССР, когда «блок коммунистов и беспартийных» с удивительным единодушием голосовал за тех, на кого укажет вышестоящее руководство партии.

Ещё одна советская номенклатурная традиция, возродившаяся не так давно, — это замалчивание актуальных проблем, которые, с точки зрения чиновников, могут привести к раскачиванию ситуации и нарушению любимой ими стабильности. Самым болезненным вопросом для большинства россиян стало решение правительства о повышении пенсионного возраста. Однако кандидаты от «Единой России» либо «самовыдвиженцы», представляющие действующую власть, предпочитают вообще не касаться темы пенсионной реформы. Типично бюрократический способ решения проблемы — сделать вид, что её не существует вовсе.

Мэр Москвы Сергей СобянинФото: АГН «Москва»/Сергей ВедяшкинМэр Москвы Сергей Собянин

Когда в период выборов дискуссия с оппонентами не предполагается и самые острые проблемы кандидатом от власти не затрагиваются, то формат «поездки в трамвае» напрашивается сам собой. Мэр рассуждает с известным телеведущим о том, каким красивым и комфортным городом стала Москва. Теперь миллиардерам не нужно ехать в Париж, чтобы посидеть в летних кафе за чашкой кофе. Эту уникальную услугу они могут получить в московских кафе. Сервис по-парижски доступен и для бедных слоёв населения, которые могут им воспользоваться наравне с богатыми.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Эти и другие свои достижения Собянин пересказывал Киселёву под стук колёс трамвая. Подобная благостная картина и воспоминания о советском прошлом воскрешают в памяти песню из детского мультфильма про крокодила Гену и Чебурашку:

«Медленно минуты уплывают в даль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди».

О лучшем в прошлом и будущем расскажем подробней в нашем материале. Сразу отметим, что цифры и факты впечатляют. В 2017 году мэрия потратила на программу «Моя улица» (благоустройство магистралей и улиц), стартовавшую двумя годами ранее, 37,6 млрд рублей — почти на 6 млрд больше, чем в 2016-м. А на благоустройство и озеленение территорий жилой застройки, создание парков и на другие мероприятия по формированию комфортной городской среды — 243,8 млрд рублей. В расчёте на душу населения эти расходы в 16−20 раз превышают сегодня душевые показатели всех других регионов страны суммарно.

Работа избирательного штаба Сергея СобянинаРабота избирательного штаба Сергея Собянина

Новый облик столицы

Столичным властям действительно удалось изменить облик городских парков, их внутреннюю атмосферу, — тот же парк Горького обзавёлся крупнейшим в Европе катком с искусственным покрытием, горкой для сноубординга, бесплатными пуфиками и шезлонгами, Wi-Fi, 50 теннисными столами, летним скейтпарком и многим другим. Ещё десять лет назад невозможно было представить, что в Зарядье, у самого Кремля, вырастет не очередной торговый центр, а суперсовременный парк с четырьмя видами климата, филармонией и новой набережной. И если в 2010 году московские парки посетили 5 млн человек, то в 2017-м — более 18 млн.

Обыденностью при Собянине стали улицы в центре с широкими чистыми тротуарами, или же преобразованные в арт-кластеры бывшие фабрики (последний пример — Бадаевский пивзавод, где теперь проводят концерты). Москва обрела по-настоящему европейский облик и ауру; число киосков и палаток сократилось в три с половиной раза; здания очистились от рекламы, закрывавшей половину фасада. Транспортного коллапса, который специалисты предрекали городу примерно в середине нулевых, не случилось. Несмотря на то, что в Москве после 2010 года прибавилось более 1 млн автомобилей, скорость движения на дорогах выросла на 15%. Удобнее стало пользоваться общественным транспортом: автобусы ходят быстрее и регулярнее, их парк обновился, а табло на остановках у метро работают. Новые поезда столичной подземки ездят плавно и тихо, обладают хорошей шумо- и теплоизоляцией, в вагонах размещены сенсорные мониторы, интерактивные карты и USB-розетки.

Однако у медали есть оборотная сторона: очевидные плюсы неотделимы от столь же явных несуразностей, недочётов и халтуры.

Тротуарная сага

Если обрисовать те обстоятельства, за которые многие москвичи не любят Собянина, перечень получится не менее внушительный. Чего стоит одна лишь эпопея с тротуарной плиткой. В пешеходных зонах Москвы бруски то укладывают, то отковыривают, то снова настилают, то снова демонтируют. По официальной версии, плитка улучшает экологию. По данным департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, замена на неё 1 млн кв. м. асфальта позволит снизить количество выбросов в атмосферу на 665 т в год. Ещё один экологический аспект — снижение теплового воздействия на человека, ведь асфальт нагревается сильнее и отдаёт больше тепла. Но об отдельной экосистеме речи не идёт: площадь проезжей части (того же Садового кольца), которая на порядок больше, чем тротуарная, по-прежнему остаётся асфальтовой.

Фото: АГН «Москва»

Особая тема — смета для подрядчиков, работающих на Садовом кольце и крупных магистралях. Русский Forbes попытался изучить вопрос и выяснил: согласно типовой смете, в работе должны применяться «плиты бетонные тротуарные фигурные типа "катушка", толщина 100 мм, цвет вишнёвый». В действительности, утверждает журнал, кладётся серая брусчатка толщиной 80 мм с вкраплениями брусчатки вишнёвого цвета. Стоимость 1 кв. м «катушки» в смете определена в 661,5 рубля, тогда как стандартная брусчатка стоит существенно дешевле — около 500 рублей (согласно прайс-листам поставщиков). Иными словами, пишет Forbes, речь идёт об «экономии» на плитке как минимум 135−150 млн рублей.

Кроме всего прочего, нередко нарушается технология укладки. На специфических глинистых почвах столицы для долговечности плитки нужно возвести очень мощную «подушку» из гравия и песка, а сама укладка должна вестись опытными мастерами. Но именно на «подушке» дорожные подрядчики экономят первым делом, чуть недосыпая и гравия, и песка. Причём песок берут немытый, а гравий — дешёвый известковый, растворяемый водой. В итоге плитка трескается, истончается, проседает под ногами, а зимой и даже в дождливые летние дни становится угрожающе скользкой.

Фото: АГН «Москва»/Сергей Ведяшкин

Тендеры и мифы

Ещё одна характерная черта дорожно-строительной политики при Собянине — львиная доля тендеров выигрывается полутора десятками одних и тех же компаний, крупным игрокам рынка не известных и в специфику Москвы не особо посвящённых. Тендеры на поставку и укладку плитки и бордюров, как правило, отличаются нереально короткими сроками. Между тем, как заявил руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин, среди структур, участвующих в московской программе по замене тротуаров, нет компаний, аффилированных с мэром столицы или его родственниками. Главная «плиточная» легенда гласит, что ещё во время мэрства Собянина в Тюмени его жене принадлежала компания «Аэродромдорстрой», замостившая тюменские площади плиткой, а дороги обрамившая гранитными бордюрами. В этой связи и в преломлении к дорожным работам в Москве столичному градоначальнику пришлось публично разъяснять, что его супруга не занимается бизнесом, а учит детей в семейном центре «Розовая башня».

Что касается реновации, претендующей на статус крупнейшего градостроительного проекта постсоветской России, то и с ней далеко не всё гладко. Речь, напомним, идёт о сносе 25 млн кв. м, по словам мэра, «некомфортного, по большому счёту, ветхого жилья» и возведении на их месте, предположительно, 35,14 млн кв. м нового жилья. Основной минус программы замены почти всех пятиэтажек Москвы на новостройки эксперты видят в спешке, с которой власти принялись избавляться от хрущёвок. Эта спешка породила мощную оппозицию городской инициативе. В проект изначально были заложены «стахановские» темпы его осуществления. Тогда как следовало предложить жителям пятиэтажек максимально детализированный план расселения, варианты альтернативного жилья, конкретные проекты и сроки. К слову, по доле ветхого и аварийного жилья Москва занимает одно из последних мест среди российских регионов. Многие города-миллионники, например, Красноярск, Пермь или Омск, нуждаются в срочном расселении гораздо больше.

За парковки нужно платить

Отличительной чертой команды Собянина было ведение платных парковок в Москве под бурное ворчание автомобилистов, привыкших стихийно бросать свои автомобили в местах, не предназначенных для этого. Здесь важную роль играет русский менталитет, ведь зачем платить за что-то, когда можно не платить ровным счётом ничего. А тем более — платить за то, что ещё вчера было бесплатным. Поэтому культура платных парковок прививалась водителям вместе с новой дорожной разметкой.

Фото: АГН «Москва»

Не сразу всё заладилось, ведь на привыкание к новому нужно было время. Однако штрафы, которые начали поступать желающим сэкономить на парковке, многих заставили или совсем забыть о машине, или платить за парковку, согласно установленным расценкам.

Конечно, парковки создали дополнительные трудности, в том числе и для местных жителей. Потребовалось несколько лет, чтобы стало понятно, что благодаря такой инициативе удалось существенно разгрузить центр и пополнить городской бюджет. В случае с последним, конечно, не всё было всегда гладко. Достаточно вспомнить несколько крупных сбоев системы оплаты парковок, когда платежи не проходили. Однако тогда столичные власти с пониманием отнеслись к ситуации и не штрафовали автолюбителей за якобы не оплаченное парковочное место.

Любопытно, что Минтранс подготовил проект приказа об утверждении методических рекомендаций по определению платы за парковку в городах. В методичке приводится рекомендуемая цена за час стоянки, рассчитанная для каждого региона страны, пишет газета «Известия». Так, в Москве при полной загруженности парковки предлагается взимать 138 рублей. Сейчас же плата за стоянку составляет от 40 до 200 рублей.

Фото: АГН «Москва»/Андрей Никеричев

В некоторых районах доходы были очень большие. Но в Москве эти деньги не остаются на местах. Всё идет в городскую казну, а оттуда финансы уже распределяют. Тем не менее в районах, где есть парковки, бюджеты всё равно больше. После такого успеха практику хотели распространить на весь город. Например, собирались устроить платную парковку в Бирюлёво, но там местные депутаты переубедили власть. Район этот довольно бедный, и в итоге было бы больше скандалов, чем прибыли.

Понятно, что в спальных районах мало смысла устраивать платные парковки, за исключением тех, куда приезжает много народа, где есть какие-то крупные городские объекты: рынки, развлекательные и торговые центры. Но здесь ещё проблема в том, что муниципалитеты распоряжаться деньгами не могут, а местные бюджеты в Москве копеечные. Бюджет района формируется сверху, и его контролирует исполнительная власть — управа. Депутаты только могут согласовать, тратить ли деньги на этот двор или на другой. Но и то, если совет не оппозиционный, они голосуют за тот список, который им спустит управа и префектура. Они могут попросить дополнительные деньги, но толку от этого будет мало. Во-первых, средства выделяются сразу в конце года, во-вторых, просьба депутатов мало что значит.

Единственное, где можно взять дополнительные средства — от экономии по тендерам на разные цели, которые проводят органы местной власти. Эти деньги можно истратить тоже на благоустройство, социалку или адресную помощь нуждающимся.