Саммитом исторического компромисса стал прошедший в казахстанском городе Актау Пятый саммит прикаспийских государств. Спустя 22 года переговоров лидеры Азербайджана, России, Казахстана, Ирана и Туркмении подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Документ носит бессрочный характер и ставит точку в согласовании позиций пяти государств по статусу Каспия. «Нам удалось превратить Каспий в море дружбы», — подвёл итог случившемуся президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Президент РФ Владимир Путин на церемонии подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря по итогам встречи глав государств-участников V Каспийского саммита в АктауФото: РИА Новости/Алексей НикольскийПрезидент РФ Владимир Путин на церемонии подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря по итогам встречи глав государств-участников V Каспийского саммита в Актау

В свою очередь, его азербайджанский коллега Ильхам Алиев заявил, что «определение правового статуса Каспия будет способствовать разделению дна и поверхности в соответствии с нормами международного права». Президент РФ Владимир Путин заметил, что Конвенция «создает условия для сотрудничества между странами на качественно новом уровне партнерства» и что она «закрепляет исключительное право и ответственность государств за судьбу Каспийского моря». Между тем для достижения «качественно нового уровня партнерства» создан специальный механизм регулярных пятисторонних консультаций под эгидой внешнеполитических ведомств.

Камни преткновения

Нынешняя Конвенция весьма сильно отличается от своей первоначальной версии, которую активно начали обсуждать после Первого каспийского саммита в Ашхабаде в 2002 году. Долгое время копья между прикаспийскими странами ломались вокруг вопроса, что же такое Каспий — море или озеро. Именно от этого зависела модель деления дна и водной толщи. Теперь же стороны договорились, что у Каспия будет особый правовой статус. То есть от однозначного толкования решено отказаться.

Отныне к Каспийскому морю не применимы, во-первых, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, во-вторых, принципы, используемые в отношении соседей по трансграничным озерам. На секторы, как это делается соседями по морям, разграничивается только дно. Суверенитет в отношении водной толщи устанавливается на основании принципа, что это озеро. Кроме того, ограничивается любое военное присутствие на Каспии пятью странами-подписантами — Азербайджаном, Россией, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном. Согласно Конвенции, «каспийская пятёрка» несёт ответственность за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов должны осуществляться по согласованным сторонами правилам.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Президент Ирана Хасан РуханиФото: kremlin.ruПрезидент Ирана Хасан Рухани

По мнению президента Ирана Хасана Рухани, важно не только принять Конвенцию, но и наблюдать за успешным её исполнением. Глава Исламской Республики заметил, что «Конвенция предусматривает запрет на предоставление территории Каспийского моря для агрессии против другого прикаспийского государства» и что этим документом ещё не определены разграничения дна и недр — вопрос будет регулироваться дополнительно.

Истоки спора

Каспий — крупнейший на планете солоноватый водоем на южной границе Азии и Европы, который из-за размеров и своеобразия природных условий принято относить к классу замкнутых внутриматериковых морей. Наибольшая глубина — 1025 метров. При ширине от 200 до 400 километров море вытянуто по меридиану на 1030 километров. В него впадает более 130 рек.

Истоки спора о том, чем же всё-таки является Каспий, морем или озером, восходят, по сути, к 1991 году, когда распался Советский Союз и когда появилось пять государств с береговой линией на внутреннем море вместо двух — СССР и Ирана. В случае с морем всё сложнее: для определения долей необходимо проводить воображаемые линии от крайних точек шельфа каждой страны к центру водоёма. В случае с озером всё проще: здешние ресурсы, а именно они стоят на кону в первую очередь, делятся поровну между этими пятью странами. Шельф Каспия содержит около 50 млрд баррелей нефти и почти девять трлн куб. м газа, разведанных и предполагаемых. Денежный эквивалент этих сырьевых запасов — несколько триллионов долларов. Причём дальнейшая разведка шельфа может увеличить эти цифры. Вопрос границ важен и для постройки Транскаспийского газопровода — из Туркменистана в Азербайджан и далее в Евросоюз.

Фактор икры

Есть, как минимум, ещё одно важнейшее экономическое и в равной степени экологическое обстоятельство: Каспий — источник самой дорогой в мире икры, здесь осуществляется более 90% мирового вылова осетровых. Стоимость килограмма иранской осетровой икры Almas превышает $30 тысяч. И если, предположим, при строительстве газопровода на дне Каспийского моря произойдёт авария, это ударит по популяции осетров и, соответственно, обернётся потерей икры. В Конвенции закреплено положение, согласно которому все стороны несут ответственность за ущерб, нанесённый экологической системе Каспийского моря.

До распада СССР правовой режим Каспия определялся Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940-го. Эти документы предусматривали свободу судоходства и рыболовства для прикаспийских государств (в последнем случае за исключением 10-мильной рыболовной зоны), запрет плавания судов под флагами некаспийских стран. Однако они не регулировали вопросы недропользования, охраны природной среды и военной деятельности. В 1996 году в целях выработки Конвенции о правовом статусе Каспийского моря по решению глав МИДов пяти прикаспийских государств была образована Специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел. Переговоры по разработке Конвенции о правовом статусе Каспия проводились в рамках СРГ, а также на двух- и трехсторонних консультациях.

Договорённости по статусу Каспийского моря были впервые зафиксированы на Четвёртом саммите «пятёрки» в Астрахани 29 сентября 2014 года в согласованном сторонами политическом заявлении. В начале декабря 2017 года в Москве прошла встреча глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств. По итогам встречи министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил, что участникам удалось найти «развязки» по всем ключевым вопросам и что фактически текст соответствующей конвенции готов.

Позиция Ирана

До недавнего времени основным препятствием на переговорах оставалась позиция Ирана, считавшего, что Каспий — озеро. Тегеран выступал с двумя предложениями: либо поделить шельф на пять одинаковых по площади участков, и тогда каждой из пяти стран достанется по 20% территории, либо вообще ничего не делить и совместно использовать всю акваторию Каспия. В свою очередь, Азербайджан, Россия и Казахстан настаивали на принципе срединной или модификационной линии разделения Каспия. В результате у Ирана было бы около 13% доли, тогда как у остальных прикаспийских государств — больше. В 2016 году замминистра иностранных дел Ирана Ибрагим Рахимпур предупредил, что Исламская Республика не согласится на 13% Каспия. Нынешнее согласие Ирана и Туркмении на раздел моря по срединной линии позволило добиться подлинного прорыва, развязать жёсткий клубок противоречий, обрести почву для решения остающихся вопросов.

Впрочем, подписание Конвенции, составленной на азербайджанском, казахском, русском, туркменском, фарси и английском языках, — лишь полдела. Главное будет заключаться в её реализации на практике. Как было заявлено в коммюнике нынешнего саммита, в целях эффективного выполнения Конвенции в первоочередном порядке прикаспийские страны должны приступить к разработке и согласованию проекта соглашения, касающегося методики установления прямых исходных линий.

Александр Михайленко, профессор РАНХ и ГС:

Фото: LENTA.CO

Конвенция о статусе Каспия — очень важный документ. К его подписанию шли долго — более двух десятков лет. Это поистине историческое событие. Я видел текст Конвенции и могу с уверенностью сказать, что документ очень грамотный, в нём учтены почти все спорные вопросы. Думаю, что Конвенция, безусловно, положительно скажется как на политической обстановке в регионе, так и повлияет на экономику. Конечно, не все вопросы удалось решить, но в ходе обсуждения были созданы предпосылки для будущего преодоления препятствий. Речь, прежде всего, идёт об использовании дна водоема. Пока стороны не пришли к общему мнению по этому вопросу. В остальном же, по-моему, документ составлен с учетом интересов всех стран и, безусловно, будет способствовать установлению добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества. Считаю, что каспийские договоренности могут быть хорошим примером того, как договариваться и решать спорные вопросы в условиях многополярного мира. Когда не одна страна, более сильная, навязывает свои условия, но вопросы решаются на паритетных началах.

Леонид Хазанов, промышленный эксперт:

Подписанная Конвенция, по логике вещей, должна оказать позитивное влияние на политические и экономические отношения России с её соседями по Каспию, создавая основы для взаимовыгодного использования его акватории и ресурсов. Например, она определяет правила прокладки трансграничных газо- и нефтепроводов с учётом экологических интересов всех каспийских государств. Также она запрещает присутствие в регионе вооруженных сил «неместных» стран: под них однозначно подпадают США, желающие контролировать всё и вся на нашей планете. Что же касается проблем с разграничением дна Каспия, богатых углеводородами, то конвенция может ускорить их решение и предотвратить возможные политические конфликты. Плюс, может дать мощный импульс к их освоению и развитию переработки в различные продукты, начиная от бензина и заканчивая удобрениями.

Александр Шатилов, политолог:

Фото: REALTRIBUNE.RU

Подписание этого документа, безусловно, является победой российской дипломатии. Каспийская Конвенция учитывает интересы всех сторон, но самое важное: она исключает военное присутствие других стран, что очень выгодно России. Каспий — стратегический важный регион, находящийся в зоне интересов многих государств, в том числе, членов НАТО. Их военное присутствие там могло стать реальностью, но Конвенция положила конец таким разговорам и установила прямой запрет на это. Кроме того, России удалось повлиять на не самые лояльные страны СНГ и на такого сложного участника каспийской «пятёрки», как Иран. Таким образом, урегулирован важнейший политический аспект. Установление стабильной ситуации в регионе, исключающей присутствие там недружественных сил, создаст благоприятные условия и для развития экономики. К слову, экономические вопросы в документе тоже отражены, что немаловажно.