Минэкономразвития (МЭР) предложило поделить Россию на 14 макрорегионов с целью наилучшего «раскрытия социально-экономического потенциала территорий». Соответствующий проект под названием «Стратегии пространственного развития» ведомство, возглавляемое Максимом Орешкиным, внесёт в правительство в сентябре. Речь не идёт о новом административно-территориальном делении страны: предполагается, что макрорегионы станут отражать сложившиеся социально-экономические связи.

Основной критерий — прямое соседство

В России уже выделены два таких региона — Дальний Восток и Северный Кавказ. В дополнение к ним предложено создать ещё двенадцать: Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский. Выделяются макрорегионы на основе соседского положения и потенциала кооперации субъектов, пишет «Коммерсант». Каждый должен включать в себя хотя бы один крупный центр экономического роста, а также объекты инфраструктуры для выхода к международным рынкам или транспортным коридорам Запад—Восток, Север—Юг.

В целом новые образования напоминают федеральные округа, но с большим дроблением: Сибирский округ, к примеру, разделён на Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский макрорегионы. Категорическое несогласие с этим решением выразил полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, направивший вице-премьеру Виталию Мутко свои контрпредложения. Чиновник убеждён: в случае формирования на вверенной ему территории сразу трёх макрорегионов «произойдет ослабление интеграции межрегиональных процессов, нарушатся и так достаточно сложные, но единые для всех субъектов округа условия хозяйствования и жизнедеятельности». Сергей Меняйло предлагает создать единый сибирский макрорегион, который объединит 12 субъектов РФ.

Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Ожидаемый рост экспортных перевозок

По прогнозу МЭР, «Стратегия пространственного развития» в случае реализации приведёт к увеличению почти на 30% к 2025 году экспортных перевозок товаров всеми видами транспорта, кроме трубопроводного. Около 85% прироста обеспечит перевозка несырьевых товаров — продовольствия, химической продукции, древесины и машиностроительной продукции. В итоге их доля в общем объёме экспортных перевозок вырастет с 39% до 50% к 2025 году.

Нынешний проект, по оценкам ряда экспертов, смотрится пока всего лишь концепцией, идеей, а не руководством к действию. Весьма вероятно, что он так и останется на бумаге. Цель, которую ставит правительство, чрезвычайно труднодостижима — добиться стабильного и, главное, энергичного развития всех без исключения российских территорий. Об экономической равноценности и самодостаточности всех 85-ти субъектов РФ говорить пока не приходится. Сомнения, например, вызывает Южный макрорегион, в который включены Ростовская область, Краснодарский край, Севастополь и Адыгея. Но если первые два региона — хорошо развитые, с достаточно мощным налоговым потенциалом, то этого не скажешь о двух других. Адыгея — глубоко дотационная территория, Севастополь — новый регион, который по-прежнему нуждается в реформах, в бюджетных трансфертах. И пока он не развивается самостоятельно. Получается, что в Южном макрорегионе одни субъекты будут жить за счёт других.

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, специалист в области социально-экономического развития регионов:


В России пишется великое множество стратегий и программ. Относиться к этому надо философски, не все они будут реализованы. В принципе, какая-то стратегия пространственного развития нужна. В первую очередь, для того, чтобы понимать, где государство должно инвестировать в инфраструктуру, где и какие проблемы стоят наиболее остро. Эта стратегия начинается с хорошего анализа, а заканчивается — назначенными специализациями, которые навевают воспоминания о Советском Союзе. У каждого региона есть специфика, которую можно назвать, исходя из здравого смысла. Там, где добывают нефть, газ, другие полезные ископаемые — будет нефтяная, газовая специализация и т. п. Там, где стоит металлургический завод, будет металлургическая специализация. Возьмём Омскую область — там уже развиваются нефтепереработка, свиноводство и зерновое хозяйство. А в приказном порядке «заставить» этот регион заниматься лесопереработкой не получится — не будет столько леса, да и возникает вопрос — инвестировать-то кто в эти бизнесы будет? Слава Богу, госплана в России нет, и жизнь будет идти своим чередом.

Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН:


Мне кажется, что это направление очень перспективное, и идея такая созрела давно. Дело в том, что субъекты России — они не одинаковые по своему вкладу в экономику страны. И есть регионы, которые считаются «донорами», и могут оказывать поддержку регионам-реципиентам, но сейчас эта поддержка идёт через центр. Идея состоит в том, чтобы объединить регионы-доноры с теми, которые условно являются «иждивенцами». И, учитывая специализацию, эти регионы будут дополнять друг друга. Но специализация не означает, что регион будет заниматься какой-то одной деятельностью. Будут развиваться и другие отрасли, а специализация станет основной опорой. Вопрос касается и развития самих регионов — дорожной, энергетической, социальной инфраструктуры — и в целом России.