27 августа 2018 в 17:05

Россию будут укрупнять

Правительственный проект предусматривает деление РФ на 14 макрорегионов

Рабочий во время спуска на воду плавучего причала, Дальний Восток Рабочий во время спуска на воду плавучего причала, Дальний Восток Фото: РИА Новости/Игорь Онучин

Минэкономразвития (МЭР) предложило поделить Россию на 14 макрорегионов с целью наилучшего «раскрытия социально-экономического потенциала территорий». Соответствующий проект под названием «Стратегии пространственного развития» ведомство, возглавляемое Максимом Орешкиным, внесёт в правительство в сентябре. Речь не идёт о новом административно-территориальном делении страны: предполагается, что макрорегионы станут отражать сложившиеся социально-экономические связи.

Основной критерий — прямое соседство

В России уже выделены два таких региона — Дальний Восток и Северный Кавказ. В дополнение к ним предложено создать ещё двенадцать: Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский. Выделяются макрорегионы на основе соседского положения и потенциала кооперации субъектов, пишет «Коммерсант». Каждый должен включать в себя хотя бы один крупный центр экономического роста, а также объекты инфраструктуры для выхода к международным рынкам или транспортным коридорам Запад—Восток, Север—Юг.

В целом новые образования напоминают федеральные округа, но с большим дроблением: Сибирский округ, к примеру, разделён на Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский макрорегионы. Категорическое несогласие с этим решением выразил полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, направивший вице-премьеру Виталию Мутко свои контрпредложения. Чиновник убеждён: в случае формирования на вверенной ему территории сразу трёх макрорегионов «произойдет ослабление интеграции межрегиональных процессов, нарушатся и так достаточно сложные, но единые для всех субъектов округа условия хозяйствования и жизнедеятельности». Сергей Меняйло предлагает создать единый сибирский макрорегион, который объединит 12 субъектов РФ.

Ожидаемый рост экспортных перевозок

По прогнозу МЭР, «Стратегия пространственного развития» в случае реализации приведёт к увеличению почти на 30% к 2025 году экспортных перевозок товаров всеми видами транспорта, кроме трубопроводного. Около 85% прироста обеспечит перевозка несырьевых товаров — продовольствия, химической продукции, древесины и машиностроительной продукции. В итоге их доля в общем объёме экспортных перевозок вырастет с 39% до 50% к 2025 году.

Нынешний проект, по оценкам ряда экспертов, смотрится пока всего лишь концепцией, идеей, а не руководством к действию. Весьма вероятно, что он так и останется на бумаге. Цель, которую ставит правительство, чрезвычайно труднодостижима — добиться стабильного и, главное, энергичного развития всех без исключения российских территорий. Об экономической равноценности и самодостаточности всех 85-ти субъектов РФ говорить пока не приходится. Сомнения, например, вызывает Южный макрорегион, в который включены Ростовская область, Краснодарский край, Севастополь и Адыгея. Но если первые два региона — хорошо развитые, с достаточно мощным налоговым потенциалом, то этого не скажешь о двух других. Адыгея — глубоко дотационная территория, Севастополь — новый регион, который по-прежнему нуждается в реформах, в бюджетных трансфертах. И пока он не развивается самостоятельно. Получается, что в Южном макрорегионе одни субъекты будут жить за счёт других.

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, специалист в области социально-экономического развития регионов:

{{photo-small-left-436e7973-5ef2-44e9-a77b-52dfa3070996-}}
В России пишется великое множество стратегий и программ. Относиться к этому надо философски, не все они будут реализованы. В принципе, какая-то стратегия пространственного развития нужна. В первую очередь, для того, чтобы понимать, где государство должно инвестировать в инфраструктуру, где и какие проблемы стоят наиболее остро. Эта стратегия начинается с хорошего анализа, а заканчивается — назначенными специализациями, которые навевают воспоминания о Советском Союзе. У каждого региона есть специфика, которую можно назвать, исходя из здравого смысла. Там, где добывают нефть, газ, другие полезные ископаемые — будет нефтяная, газовая специализация и т. п. Там, где стоит металлургический завод, будет металлургическая специализация. Возьмём Омскую область — там уже развиваются нефтепереработка, свиноводство и зерновое хозяйство. А в приказном порядке «заставить» этот регион заниматься лесопереработкой не получится — не будет столько леса, да и возникает вопрос — инвестировать-то кто в эти бизнесы будет? Слава Богу, госплана в России нет, и жизнь будет идти своим чередом.

Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН:

{{photo-small-left-e77f52e5-6c69-4ddc-a32e-1e98eca3ae3e-}}
Мне кажется, что это направление очень перспективное, и идея такая созрела давно. Дело в том, что субъекты России — они не одинаковые по своему вкладу в экономику страны. И есть регионы, которые считаются «донорами», и могут оказывать поддержку регионам-реципиентам, но сейчас эта поддержка идёт через центр. Идея состоит в том, чтобы объединить регионы-доноры с теми, которые условно являются «иждивенцами». И, учитывая специализацию, эти регионы будут дополнять друг друга. Но специализация не означает, что регион будет заниматься какой-то одной деятельностью. Будут развиваться и другие отрасли, а специализация станет основной опорой. Вопрос касается и развития самих регионов — дорожной, энергетической, социальной инфраструктуры — и в целом России.
Георгий Степанов
Георгий Степанов , Анастасия Корсакова