Несколько российских регионов смогут поучаствовать в эксперименте, суть которого — полный отказ от расчётов юридических лиц с физическими в наличной форме. Несмотря на явный тренд, который несёт в себе эта инициатива по развитию современных финансовых стандартов, наиболее развитые в экономическом отношении регионы восприняли её негативно. С какими опасениями это связано и надо ли бороться «налу» с «безналом» — в материале News.ru.
Замысел эксперимента родился в стенах Минэкономразвития. В проекте уточняется, что организациям предложено выплачивать деньги физлицам и при этом исключать вообще какую-либо наличность за выполненные работы и за оказанные услуги по гражданско-правовым договорам.
В августе ведомство сделало рассылку по нескольким регионам, которые были охарактеризованы экономическим министерством как субъекты федерации «с высоким уровнем доступности платёжных услуг». На места пришли запросы с просьбой оценить целесообразность такого эксперимента. Арифметическое большинство, за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, а также Калининградской, Кировской, Воронежской, Вологодской и Новгородской областей, одобрило предложение.
В Хабаровском крае инициативу предложили подкорректировать — нужно ограничить территорию проведения эксперимента в регионе двумя крупными городами с высоким уровнем доступности платёжных услуг — Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре.
Свои условия, прежде чем начинать эксперимент, поставила Тюменская область: сначала нужно определить оператора акции, затем прийти к пониманию, что можно будет считать его результатом, а также продумать порядок взаимодействия местных органов власти и заинтересованных организаций.
Московское правительство и Комитет финансов Петербурга не поддержали идею Минэкономразвития. Петербуржцы привели аргумент, что задуманное в конечном счёте способно ускорить рост «теневых» выплат. Причина, в частности, — занижение сумм вознаграждений по гражданско-правовым договорам. Поэтому придётся поработать над дополнительными мерами контроля.
В Архангельской области отвергли «дух и букву» эксперимента, сославшись на то, что денежные операции исключительно в безналичной форме идут вразрез с Гражданским кодексом, попирая права граждан на расчёты наличкой.
Минэкономразвития с учётом такой реакции на свою инициативу согласилось с таким форматом эксперимента, чтобы обязательно учитывались мнения регионов. Центробанку было рекомендовано разработать соответствующие поправки в законодательство.
Сам вопрос о расширении безналичных операций, разумеется, возник не на пустом месте. Так, если брать зарубежный опыт, то в Великобритании ещё 1775 году появились клиринговые палаты — специальные межбанковские организации, осуществлявшие безналичные расчёты по чекам и другим платёжным документам путём зачёта взаимных требований.
В ряде стран функции расчётных палат возложены на центральные банки. Подобные фининституты работают также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачёта требований по заключённым сделкам.
В США, Канаде, Великобритании, Франции и Италии распространение получила система чековых расчётов.
Профессор, директор программы «Мастер финансов» Российской экономической школы Алексей Горяев в комментарии News.ru отметил, что в развитых странах государство использует безналичные способы оплаты с теневым сектором экономики и для увеличения налоговых поступлений.
Алексей Горяев, экономист
Тем не менее до сих пор ни в одной стране не произошёл полный отказ от наличности по той простой причине, что у каждой формы денег есть свои плюсы и минусы. На сегодняшний день пока не просматриваются предпосылки к полной замене наличных денег на безналичные.
Даже в Скандинавии, где очень высок процент использования безналичных средств и технологий оплаты, по наблюдению экономиста, пока не пришли к полному отказу от наличности. Так что инициатива Минэкономразвития в настоящее время напоминает скорее «прощупывание почвы», попытку зондирования общественного мнения по данному вопросу.
В общем-то, по его мнению, нет ничего неожиданного в том, что возглавляемое Максимом Орешкиным ведомство выступает за увеличение доли безналичных операций, при этом с теневым рынком нужно бороться намного эффективнее, однако одних запретительных мер для этого будет недостаточно.