По инициативе Пенсионного фонда России (ПФР) трудовые договоры в России получат форму, соответствующую мировым стандартам и велению времени. Речь идёт об «умных» контрактах между работодателем и работником, завизированных с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для отслеживания информации о договорах ПФР предлагает использовать технологию блокчейн, которая не позволит вносить правки в документы задним числом.
Сейчас данные о налоговых отчислениях и страховых взносах работодателей хранятся на серверах Пенсионного фонда. Технология блокчейн даст возможность распределять информацию о трудовых договорах между работодателями и удостоверяющими центрами и тем самым экономить расходы ПФР на хранение и обслуживание большого объёма данных. Она высвободит массу людей, чья деятельность сводится к оформлению соглашений и договоров в бумажном виде, пишут «Известия».
Дополнительная защита для работников
При этом, что ещё важнее, граждане будут дополнительно защищены от недобросовестных работодателей. В 2017 году, свидетельствует Роструд, россияне подали больше 465 тысяч обращений о нарушениях трудовых прав, а госинспекторы взыскали с работодателей более 20 млрд рублей. В основном это относится к малым и средним предприятиям. Права работника на них нередко ущемляются прямо «с порога», когда кулуарно определяются некие внутренние условия не только при приёме на работу, но и при увольнении. Новая технология сделает прозрачными отношения между физическими и юридическими лицами.
Инициатива Пенсионного фонда базируется на мировом опыте, на новейших трендах. Как отмечают в ПФР, в условиях тотального перехода к цифровой экономике получают распространение так называемые глобальные платформы, обеспечивающие интеграцию многочисленных сервисов для населения. Сегодня они охватывают сферы сетевой торговли, транспортной логистики, туризма, но их функционал стремительно распространяется на область финансовых, социальных и телекоммуникационных услуг. В качестве примера в ПФР приводят Amazon, Alibaba, Booking, Airbnb, Saloodo. Так что, похоже, российское ведомство имеет далеко идущие планы.
Трудовые книжки оцифруют
Между тем, как заявил в конце июня премьер Дмитрий Медведев, с января 2020 года в России начнётся переход на электронные трудовые книжки. Вообще, трудовая книжка — это детище советской эпохи, официальный персональный документ, на основе которого подсчитывается трудовой стаж для выхода на пенсию. В других странах ничего подобного нет. Впервые о возможном отказе от традиционных трудовых книжек Минздравсоцразвития РФ заявило ещё в 2011 году. Планировалось, что их полностью отменят в 2014 году, оставив переходный период для тех граждан, которые «к ним привыкли». Однако процесс по каким-то причинам не был запущен. И вот теперь правительство вновь вернулось к этому вопросу, увязав его с пенсионной реформой.
Сегодня страховой стаж вносится в систему ПФР и Фонда социального страхования РФ. Таким же образом это будет происходить и после отмены книжек — сведения для начисления пенсии фондами будут браться из специальной электронной базы данных. К слову, в СССР на протяжении всего времени использования трудовых книжек наблюдались проблемы в законодательстве, связанные с нормами их ведения, учёта и хранения. По данным опроса, проведённого в декабре 2017 года ВЦИОМ, большинство опрошенных совершеннолетних россиян хотели бы введения электронных трудовых книжек с сохранением бумажных.
Сергей Смирнов, доктор экономических наук:
Разговоры о том, чтобы отказаться от привычных бумажных носителей при заключении трудовых договоров, идут очень давно. Идея сама по себе вполне здравая, мы ведь живём в цифровую эпоху, предъявляющую свои требования к работодателям. Однако на практике, в реальной жизни, всё может оказаться сложнее, и я предвижу достаточно длительный переходный период. Некоторые банки, например, для выдачи потенциальному заёмщику кредита требуют трудовую книжку наряду с другими документами. Трудовые контракты, составленные на бумаге, традиционные трудовые книжки — эта та реальность, с которой и сегодня удобно иметь дело многим. У меня возникает ещё один вопрос: на кого ляжет обязанность по оцифровке огромного количества трудовых книжек? Боюсь, пока с рынка труда не уйдут последние их владельцы, мало что изменится.