В России за рулём автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси, грузовиков станет меньше граждан других государств. В секторе сухопутного пассажирского и автомобильного грузового транспорта в 2019 году допустимая доля иностранных работников снижается до 26% вместо 28% в 2018 году. Соответствующий документ подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

В овощеводстве допустимая доля остаётся на уровне 50% (не распространяется на Приморский край и Астраханскую область), отмечается в правительственном постановлении.

По другим видам экономической деятельности определена следующая допустимая доля: торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах — 50%; строительство — 50% (не касается Москвы, Хабаровского края и Амурской области); торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах — 15%; деятельность в области спорта — 26% (в 2018 году — 28%).

«Нулевая квота»

Среди работников аптек иностранцев не будет вообще, они не смогут торговать на рынках и в нестационарных торговых точках, в палатках (допустимая доля в этих случаях — 0%). Сейчас их, по словам проректора по развитию Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, больше всего в сфере торговли, причём речь идёт о крупных сетевых магазинах. Сюда, в частности, устроились на работу люди, приехавшие в Россию из ближневосточных государств. Много иностранных граждан среди строителей и водителей, а также среди домработниц, нянечек и лиц, выполняющих мелкий ремонт.

«В России очень высокая занятость в области управления автотранспортными средствами — почти 4,8 млн человек, по данным Росстата. За рулём автобусов, такси, маршруток видишь, как правило, иностранца. Однако в условиях экономической рецессии крайне важно соблюдать баланс и интересы российских граждан», — отмечает Сафонов в беседе с News.ru.

Работу в таксопарке эксперт относит к одной из зон, куда люди уходят на время, потеряв рабочее место из-за экономического кризиса, чтобы получать хоть какие-то деньги. Поэтому любое ограничение присутствия в этой сфере иностранных граждан идёт в плюс россиянам. Та же ситуация — в строительстве, особенно в регионах: избыточная конкуренция между россиянами и гастарбайтерами недопустима.

«В этом случае правительство действует осторожно, поскольку можно было бы вообще оградить экономику от приезжих. Но тогда пострадали бы потребители», — рассуждает Александр Сафонов.

С чего всё началось

Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

Ограничение на долю работников-иностранцев в России ввели в конце 2007 года после межэтнических беспорядков в Карелии, обернувшихся гибелью людей. Во многом эта мера направлена на снижение миграционных потоков в страну и предотвращение возможных конфликтов. Мировой опыт показывает: когда число мигрантов на определённой территории превышает критический порог — примерно 10%, могут возникать острые социальные ситуации.

Отечественная тенденция последних лет — ежегодное снижение квот для гастарбайтеров, в особенности для низкоквалифицированных. Одновременно вводятся льготные условия для высококвалифицированных специалистов, на которых ограничения не распространяются. По данным Минтруда, в 2019 году на работу в Россию будут приглашены 144,5 тыс. иностранцев.

Карательные меры не выход

Нарушение установленной правительством «ставки» грозит административным штрафом: на должностных лиц — от 45 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн рублей (за каждого иностранца, принятого сверх установленного количества), либо административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток. Между тем многие эксперты называют карательные меры плохим инструментом в борьбе с нарушителями.

«Всё это делается вроде бы для защиты российского рынка труда и отечественных производителей. Теоретически механизм вполне разумный, но его практическая реализация неэффективна», — убеждена председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова.

Иностранцы или откупаются от проверяющих, или приобретают статус временно проживающих, или привлекают к работе «за прилавком» россиян, продолжает она. Кроме того, допустимая доля определяется единой для всех субъектов России без учёта особенностей каждой территории.

«По сути, мы имеем дело с идеологической установкой, во многом адресованной критикам пенсионной реформы. Мол, правительство понимает, что в контексте повышения в 2019 году пенсионного возраста нужно сохранять рабочие места для россиян. Однако у каждого конкретного субъекта экономической деятельности, будь то транспортное или торговое предприятие, — своя специфика. И на этом микроэкономическом уровне система квотирования может не сработать», — поясняет News.ru доктор экономических наук Сергей Смирнов.

Чтобы уйти от правительственных нормативов, работодатели будут массово прибегать к каким-то обходным манёврам, к нарушению трудового законодательства, предупреждает эксперт.