Разница в бюджетной обеспеченности российских городов огромна. К примеру, официальные расходы бюджета Москвы в 2017 году составили 1,93 трлн рублей, а на каждого жителя столицы пришлось 154,7 тыс. рублей. В случае с Омском показатели несопоставимые: 18,3 млрд и 15,6 тыс. соответственно. Впрочем, более справедливым будет сравнение Омска не со столицей РФ, имеющей совершенно особый статус, а, скажем, с Тюменью: 30 млрд рублей и 38 тыс. рублей. Ответ на вопрос, почему многие города страны десятилетиями пребывают в положении бедных родственников, искал News.ru.

Разные планеты

Если говорить о Москве, то тут всё просто — это, как и Санкт-Петербург, субъект Федерации, а не муниципальное образование, как Омск, Краснодар или Барнаул. В столице значительные финансовые ресурсы тратятся на городскую и социальную инфраструктуру, её бюджет сопоставим с расходами ряда европейских столиц. Скажем, соотношение бюджет/число жителей в Лондоне составляет 135 тыс. рублей, а в Париже — 297 тыс. рублей. Омск в этом смысле — другая планета, отсюда — не чищенные дороги, разбитый асфальт, старые автобусы.

Если брать Тюмень, то это один из самых быстрорастущих городов России, чья финансовая обеспеченность обусловлена, прежде всего, территориальным положением и природными богатствами региона.

«В Тюменскую область по договору с соседними богатыми нефтегазодобывающими округами — Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким — попадает часть налога на прибыль, зарабатываемая этими округами. Здесь 40% расходов бюджета уходят на местную экономику, а социальные расходы оптимизируются», — рассказала News.ru главный научный сотрудник Института социальной политики Наталья Зубаревич.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Южно-Сахалинск

В первой тройке по обеспеченности в России — Южно-Сахалинск, город с населением всего 193 тыс. человек. Во многом благодаря малочисленности соотношение бюджет/число жителей в административном центре Сахалинской области составляет около 110 тыс. рублей. Впрочем, есть и другие обстоятельства.

Южно-СахалинскФото: Serguei Fomine/Global Look PressЮжно-Сахалинск

«Бюджет Сахалина в последние годы буквально распух от денег, — поясняет Наталья Забаревич. — Основные месторождения там разрабатываются в рамках соглашения о разделе продукции. Когда на острове стали много добывать, прибыль компаний оказалась гигантской. Поступления налога на прибыль в бюджет региона выросли в 1,9−2,3 раза, а доходы — в 1,4−1,6 раза. Центр, который собрал с других территорий большую часть нефтегазовой ренты в федеральный бюджет, с Сахалином этого сделать не может. Там поддерживают всё подряд — рыболовство, транспорт, инфраструктуру, туризм».

В принципе, формула проста и универсальна: если регион в экономическом отношении сильный, то и его главный город не страдает от отсутствия денег. Между тем, в России 45 регионов входят в группу субъектов, имеющих низкую и крайне низкую бюджетную обеспеченность. Наихудшие показатели выявлены в Республике Мордовия, Чукотском автономном округе, Костромской области, Республике Хакасия и Республике Карелия. Наилучшие результаты — у Ямало-Ненецкого АО, Ненецкого АО, Сахалинской области, Москвы и Тюменской области.

Доходы отличаются в 11,5 раза

Общая закредитованность регионов на 1 января 2018 года составила 2,7 трлн рублей — цифра, сопоставимая с годовым оборонным бюджетом. В Хакасии, Мордовии и Костромской области долг близок к 100% доходов. Доходы самых богатых и самых бедных субъектов отличаются в 11,5 раза, а по отдельным параметрам ещё сильнее: например, по расходам на экологию — в 37 раз, по ЖКХ — в 45. Эксперты считают, что доходы должны делиться поровну между федеральным центром, региональными бюджетами и муниципалитетами (сейчас пропорция составляет 54% — 40% — 6% соответственно).

Говоря о Москве и Санкт-Петербурге, Наталья Зубаревич призывает не сопоставлять их с остальными городами РФ, поскольку речь идёт о двух совершенно разных категориях. В случае с муниципалитетами, отмечает эксперт, основная часть доходов, вся соцзащита, все расходы на образование и здравоохранение переданы на региональный уровень.

«У них свои доходы, им оставляется всего лишь 15% налога на доходы физлиц, им оставляется налог на землю и налог на малое предпринимательство. И это всё, других источников нет. У них отобрали практически все полномочия. Российские муниципалитеты — ноль без палочки и по доходным источникам, и, соответственно, по полномочиям и расходам», — рассказывает Зубаревич.

По её словам, в половине регионов России расходы на соцзащиту населения проходят в виде субвенции в городской бюджет. А в остальных субъектах они напрямую финансируются из регионального бюджета без всякого участия муниципалов. И этот фактор тоже очень дифференцирует доходно-расходную базу.