06 октября 2025 в 23:00

Еще один НДС: какие товары хотят им обложить, размер ставки, сроки введения

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Иностранные товары на маркетплейсах могут обложить НДС. По плану Минфина, новая схема заработает с 2027 года, начальная ставка составит 5%, а дальше будет расти и к 2030 году достигнет 20%. NEWS.ru рассказывает, какие именно товары это затронет, как скажется на ценах и ассортименте.

Для чего Минфин предлагает ввести НДС

Минфин предложил ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для зарубежных товаров, ввезенных в Россию и приобретенных физическими лицами через площадки интернет-торговли.

Предполагается, что в 2027 году НДС установят на уровне 5% и будут поэтапно увеличивать: в 2028 году — до 10%, в 2029-м — до 15%, в 2030-м — до 20%. Это следует из документа, который Минфин выложил на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Уплачивать налог предстоит иностранным продавцам и российским маркетплейсам, реализующим продукцию из-за границы.

НДС придется платить вне зависимости от того, превышает ли стоимость иностранных товаров порог беспошлинной торговли на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сейчас это товары стоимостью до €200. С 2026 года порог планируют снизить до €100, с 2027 года — до €50, а с 2030-го — до €0.

Каких товаров коснется введение НДС

Речь идет о налогообложении не всех импортных товаров, продаваемых через маркетплейсы, а только тех, которые доставляются непосредственно со склада китайского продавца, объясняет NEWS.ru экономист, член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. «Тех самых, при покупке которых ждать приходится не 1–3 дня, а месяц или больше. И отслеживать их движение по трекингу», — уточняет он.

По словам эксперта, НДС для таких товаров всего лишь выравнивает условия для российских импортеров и китайских продавцов. Крупные селлеры на общей системе налогообложения платят НДС с иностранных товаров и сейчас, мелким же предстоит делать это со следующего года, отмечает Николаев.

Фото: Fan Hui/Global Look Press

По словам независимого пиар-консультанта Дениса Голдмана, в первую очередь под НДС подпадут традиционные лидеры трансграничной торговли — электроника и бытовая техника, товары для дома, одежда, обувь, косметика и автозапчасти.

Как введение НДС скажется на ценах

Николаев сомневается, что поэтапное введение НДС для трансграничной торговли что-то резко поменяет в ценовой политике. «Товары, как правило, массовые, дешевые, а китайские фабрики производят их в таких количествах, что всегда найдут возможность поиграть скидками», — рассуждает он.

Основной объем, подпадающий под НДС, составляют недорогие товары стоимостью до 500 рублей, у которых зачастую нет прямых аналогов на российском рынке, добавляет Голдман. «Для них 5%-ный НДС в 2027 году означает удорожание всего на 25 рублей, что некритично для покупателей. Даже при достижении 20% к 2030 году речь идет о прибавке 100 рублей к чеку, что сохранит привлекательность таких товаров», — рассуждает эксперт.

Для более дорогих категорий — электроники или качественной косметики со средним чеком 11–12 тысяч рублей — влияние на цены будет заметнее, но растянутое во времени повышение даст продавцам и покупателям возможность приспособиться, считает Голдман. По его словам, китайские производители, которые уже составляют 98% трансграничных заказов, обладают существенным запасом прочности: разница в себестоимости их товаров, по сравнению с российскими, достигает 40%. Это позволит им частично абсорбировать налоговую нагрузку, не перекладывая ее полностью на потребителя, заключает эксперт.

Оценить, как повышенная налоговая нагрузка будет поделена между продавцами и покупателями, сложно, результат может сильно различаться для разных товарных категорий, считает главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин. «Вероятно, будут меняться и доли разных каналов продаж. Но если одновременно не снизить ставку для всех, рост цен неизбежен», — предупреждает он. Поэтапное повышение ставки позволит смягчить реакцию рынка, но издержки на администрирование возникают сразу и при любой ставке налога, добавляет собеседник NEWS.ru.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Какие еще последствия ожидаются от введения НДС

Копейкин видит риски обеднения ассортимента и даже возникновения временных дефицитов в узких категориях. Дело в том, что часть поставщиков может либо попытаться уйти в серую зону, либо вообще отказаться от этого бизнеса, объясняет он.

В целом эксперты обращают внимание, что российские селлеры несут полную налоговую нагрузку, а их конкуренты из трансграничного сегмента — нет. Введение НДС сократит это преимущество, но не устранит ценовую конкурентоспособность зарубежных товаров полностью, указывает Голдман. «В результате российские производители получат более справедливые условия конкуренции, особенно в сегментах электроники, текстиля и товаров для дома, где китайские продавцы сейчас активно захватывают долю рынка», — говорит он.

По мнению эксперта, покупатели сохранят доступ к широкому ассортименту по разумным ценам — просто разница в стоимости между импортными и отечественными товарами станет меньше.

Эксперт по работе на маркетплейсах и автор Telegram-канала «Развитие на маркетплейсах» Максим Попов советует не переживать из-за роста цен от введения НДС на импортные товары: в моменте это никак не повлияет на их стоимость, уверен собеседник NEWS.ru. Куда более негативные последствия для рынка принесут отмена патентной системы и снижение лимита дохода для работы на патенте с 60 до 10 млн рублей, убежден он. Попов ожидает «кратного» подорожания грузоперевозок и, как следствие, автоматического повышения цен на товары на 15%.

Читайте также:

Цены в России резко взлетят на всё: что значит повышение НДС до 22%

Повышение НДС, отмена льгот: как будут наполнять бюджет-2026, что с НДФЛ

Россияне стали жертвой скрытой инфляции: как теперь обманывают в магазинах

Спишут деньги без суда. Новые налоговые правила: что изменится с 1 ноября

Наталья Петрова
Н. Петрова