Запрет на экспорт бензина из России связан с проблемами ремонта нефтеперерабатывающих заводов на фоне санкций и украинских атак, заявил NEWS.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, создаются риски возникновения дефицита топлива в стране.
Опять же, любые запреты вводятся сейчас именно из-за того, что есть проблемы с ремонтами НПЗ. Действуют санкции, что привело к удорожанию ремонтов. И плюс к тому еще удары Украины по российским НПЗ тоже создают внеплановые ремонты, поэтому по бензину здесь определенные риски, что у нас может возникнуть дефицит в стране. Уже на бирже начинает расти цена на топливо, и поэтому государство и вводит ответные меры, ограничивая пока части игроков возможность экспорта, — сказал Юшков.
Он отметил, что запрет на экспорт топлива касается не всех участников рынка, а только компаний, которые его не производят, то есть перекупщиков и трейдеров. По словам энергетика, продолжить экспорт бензина могут вертикальные интегрированные компании, у которых есть нефтеперерабатывающий завод.
И запрет на экспорт непроизводителями вообще может оказаться постоянно продлеваемым, потому что, опять же, государство субсидирует, по сути, цены на внутреннем рынке на топливо. Оно определяет, какую цену примерно хочет видеть на внутреннем рынке, и выплачивает нефтяным компаниям разницу между этими ценами, чтобы для нефтяной компании было абсолютно все равно, куда им поставлять топливо: на внутренний рынок либо на внешний. Это называется демпфирующая надбавка, — объяснил Юшков.
По его словам, непроизводители топлива экспортировали бензин с внутреннего рынка, на который уже был выплачен демпфер, хотя на экспортные объемы надбавка не распространяется. Энергетик отметил, что государство может в дальнейшем пресекать подобную практику вне зависимости от того, есть дефицит топлива или нет.
Может быть, если ситуация будет усугубляться, будет введен и полный запрет на экспорт бензина. Государство всех, кроме производителей, отрезает от возможности экспорта, а производителей не так много. То есть их буквально несколько компаний, и с ними договориться гораздо проще, чтобы они сами в ручном режиме сдерживали рост цен на внутренний рынок, предоставляя больше объемов продаж через биржу, — добавил эксперт.
Ранее Юшков заявил, что продление запрета на экспорт бензина не повлияет на стоимость топлива для конечных потребителей. По его словам, принятые меры государства направлены лишь на сдерживание темпов роста цен, но не на их снижение.