Появились новые цифры о потерях иностранных компаний, ушедших из РФ в 2024 году. Напомним, при продаже своих российских активов почти все они, по действующим правилам, должны оставить заметную часть полученных от сделки денег в нашей стране. То есть отдать что-то не только новым частным владельцам, но и государству. NEWS.ru публикует последние подсчеты, громкие кейсы и пояснения.
Что и кому должны отдать иностранные компании, чтобы уйти из России
После начала боевых действий на Украине в 2022 году сотни зарубежных, преимущественно западных, но также японских и южнокорейских брендов покинули Россию. Для этого их создатели продавали свои российские активы — заводы, магазины, склады, права аренды и т. д. — новым российским собственникам.
Но для того, чтобы совершать соответствующие сделки, иностранцам приходится отдавать весьма большие доли этих активов. Во-первых, речь идет о «добровольном взносе» в бюджет России, который при этом должны платить компании за возможность заключить сделку по продаже своей собственности. Если в декабре 2022 года он составлял 10% от суммы сделки, а затем 15%, то в октябре 2024 года он дошел до 35%. И сделки стоимостью свыше 50 млрд рублей должен согласовывать лично президент России. Во-вторых, зарубежный бизнес должен был продавать свои активы со скидкой 50%, а с октября — 60% к рыночной стоимости, рассчитанной независимыми аналитиками.
В итоге если цена активов уходящей компании составляет, условно, 100 млрд рублей и Владимир Путин одобрил ее сделку с российским партнером, то свою собственность зарубежный бизнесмен должен продать не больше чем за 40 млрд. И 35% от этой суммы, то есть 14 млрд, отдать государству. В итоге у абстрактного зарубежного бизнеса в вышеописанном примере остается всего 26 млрд, или 26% от когда-то имевшихся активов. А 74% он теряет.
Какие крупные компании и как уходили в 2024 году
В сентябре появились данные о том, что британский трансграничный холдинг Unilever, продающий в России всем известные продукты питания, косметику и бытовую химию, вероятно, будет куплен отечественной группой компаний «Арнест», которая известна производством «Дихлофоса». Среди популярных брендов Unilever — соусы и бульоны Knorr, мороженое «Магнат», «Золотой стандарт», «Инмарко», Carte D’Or, косметика и средства личной гигиены «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Бархатные ручки», Rexona, Axe, Dove, Camay, Clear, «Лесной бальзам», бытовая химия Cif, Domestos и множество других российских товаров. Сумма сделки, по информации западных СМИ, составила €520 млн. В то же время на конец 2022 года Unilever оценивал свои российские активы в €900 млн, а на конец 2023-го оценка упала до €600 млн. То есть, если ориентироваться на эти данные, Unilever могла потерять всего €80 млн, или почти 8,8 млрд рублей. Это все-таки не 74% суммы, но в 2023 году цена компании могла снизиться, да и сама сделка, вероятно, прошла до октябрьского ужесточения правил.

Еще один громкий кейс: из России ушел бренд Leroy Merlin французской группы ADEO — вернее, не совсем ушел. Его активы европейцы передали российскому менеджменту, а магазины переименовали в «Лемана Про». В дальнейшем представители компании допускали возможность сделки. Но пока не очень ясно, на каких условиях осуществлялась передача. Если она невозвратна и бесплатна, то, по оценкам экспертов от 2023 года, речь может идти о потере справедливой цены компании в 150–200 млрд рублей. Если же там предусмотрено возвращение французов к владению активами в будущем, то и потерь не будет.
И, наконец, в конце октября появилась информация от французских СМИ о том, что опять же французская группа Auchan может продать свой российский бизнес. И хотя рыночная стоимость, по разным оценкам, составляет 60–70 млрд рублей, после сделки владельцы могут получить лишь те же 26%, то есть 15–18 млрд рублей. И, соответственно, потерять 45–52 млрд, рассчитал NEWS.ru.
Кроме того, уже известно о случаях с уходом компаний Notion, Miro, ClickUp, Coda, Wix для бизнеса. Это в том числе известные конструкторы сайтов, на которых сегодня построены многие онлайн-магазины в России. Их уход продиктован прежде всего запретом Минфина США, согласно которому они больше не могут предоставлять платные услуги в России, иначе им грозят санкции. Но сумму потерь пока оценить сложно.
Сколько денег потеряли все иностранные компании на уходе из РФ в 2024 году
Руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман по просьбе NEWS.ru проанализировал данные о сделках из открытых источников. «Убытки иностранных компаний [покинувших Россию в этом году] будут на уровне $50–80 млрд: зарубежные бренды не перестали уходить», — констатировал он.
В то же время Шнейдерман отметил, что, по данным СМИ, треть компаний снизили маркетинговые расходы и продолжают работать «втихую». Кроме того, часть компаний возвращаются, указывает аналитик. Под другими наименованиями брендов они открываются заново. «К примеру, бренды итальянской одежды в сегменте люкс: потеря российского рынка в свое время ударила так, что компании с многолетней историей оказались на грани вымирания», — говорит он.

Европейская одежда Terranova и Calliope возвращаются в Россию под новым именем Rinascimento, добавил он в качестве примера. «Очевидно, что компании хотят поправить дела за счет российского потребителя, который соскучился по выбору. Этот процесс небыстрый и чреват неприятностями на родине», — добавляет Шнейдерман.
Но если крупные бренды боятся санкций и предпочитают «окольные пути» (например, через юрлицо в странах Ближнего Востока), то у небольших компаний нет ресурсов на «обходные маневры», указывает Шнейдерман.
Альтернативные данные о потерях иностранного бизнеса
С начала боевых действий на Украине и до марта 2024 года иностранные компании, ушедшие из России, по подсчетам Reuters, потеряли более $107 млрд в виде списаний и упущенных доходов. Всего из страны ушли 322 компании, 78 из которых принадлежат сектору технологий, медиа и телекоммуникаций, заявили NEWS.ru в финансовой группе «Финам». По просьбе редакции ее аналитики описали самые громкие кейсы и представили расчеты.
Потребительский сектор
Coca-Cola зафиксировала обесценение активов на сумму $96 млн после ухода с российского рынка. Mondelez International первоначально заявлял о расходах в размере $145 млн, связанных с операционной активностью в регионе, включая Россию. McDonald’s сообщил о списании $1,2 млрд из-за продажи российского бизнеса в 2022 году.
Нефтегазовый сектор
BP (British Petroleum) еще в 2022 году списала свои российские активы, включая долю почти 20% в «Роснефти». Убыток был оценен в $24,4 млрд. Также британская нефтегазовая компания Shell в 2022 году списала $4,2 млрд связанных с РФ активов.

Американская нефтяная компания Exxon Mobil в 2022 году списала российских активов минимум на $3,4 млрд. Фактический объем списаний у Exxon Mobil мог достигнуть $4 млрд, но бизнес не раскрывал информацию детально. Французский нефтегазовый гигант TotalEnergies в течение 2022 года заминусовал активы более чем на $14 млрд по проектам, связанным с «Новатэком».
Австрийская нефтегазовая компания OMV в 2022 году потеряла €7,3 млрд. А норвежская Equinor оценила убыток от выхода из российских активов в $1,08 млрд.
Энергетика
В мае 2023 года финский энергоконцерн Fortum сообщил о полном списании российских активов на сумму €1,7 млрд и деконсолидации их в отчетности. В октябре 2022 года крупнейший в Италии производитель электроэнергии Enel продал российский бизнес «Лукойлу» и фонду «Газпромбанк-Фрезия» за €137 млн. Итальянская компания оценила убытки от продажи российского бизнеса в €527 млн.
Финансовый сектор
Тут, указывает «Финам», только крупные компании потеряли около €4 млрд и плюс еще $235 млн. В частности, Mastercard потеряла $30 млн, Visa — $35 млн, Citigroup — $170 млн, Societe Generale — €3,3 млрд, UniCredit — €111 млн, PPF Group — €550 млн. Но это уже реализовавшиеся убытки, а многие банки, в том числе UniCredit и Raiffeisen, по российским активам списания пока не произвели, но создали крупные резервы под них, заключили аналитики.
Читайте также:
Ряд зарубежных сервисов уходит из России из-за санкций США
Unilever уходит из России: популярные косметика и мороженое исчезнут?
Раскрыта сумма многомиллиардных убытков ушедших из России компаний