Абсолютно вынужденной мерой считают опрошенные News.ru эксперты пролонгацию соглашения между правительством и нефтяными компаниями. Если бы мораторий на повышение топливных цен был отменён, то уже в апреле мы увидели бы серьёзный ценовой скачок, уверяют они. Бензину фактически приказано не дорожать до июля 2019 года.  


Как напоминает аналитик компании «ФинИст» Ирина Ланис, 21 марта на совещании правительства с ведомствами было решено продлить срок соглашения о заморозке розничных цен на топливо ещё на квартал. А 26 марта, уже совместно с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНКами), одобрено решение о пролонгировании договорённостей. Документ будет подписан «в ближайшее время» и затронет множество секторов, связанных с ценами на нефть. Он позволит удержать цены на бензин на уровне 46 рублей за литр для АИ-95, в районе 41,50 — на АИ-92. 

Угроза ускорения инфляции
По словам Ирины Ланис, поскольку правительство планирует в скором времени ввести механизм лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, это приведёт к усилению госконтроля над деятельностью компаний-экспортёров и поможет государству в случае необходимости вводить заградительные меры по продаже сырья за рубеж. Кроме того, отпадает необходимость в продлении соглашения на ещё более длительный период. Также нынешний мораторий помогает сдерживать инфляцию на минимальных прогнозируемых значениях после повышения НДС. 

Если отпустить цены на нефтепродукты в свободное плавание, инфляционные показатели могут оказаться не такими радужными, поскольку предприятиям придётся закладывать в стоимость товаров и услуг дополнительные издержки на топливо. О понижении процентной ставки ЦБ в конце третьего квартала можно будет только мечтать, — отмечает эксперт. 

Общественное недовольство
По мнению главного аналитика Центра аналитики и финансовых технологий Антона Быкова, во многом пролонгация соглашения между нефтяниками и правительством обусловлена социально-политическими обстоятельствами. А точнее — ростом неудовлетворённости граждан работой российских властей, которые, в свою очередь, решили избежать серьёзного скачка цен на бензин и дизельное топливо. 

Не стоит забывать, что нефтяники в 2019 году смогли заложить в топливные цены лишь повышение НДС с 18% до 20%, и то, возможно, не полностью. Всё-таки их осеннее соглашение с правительством подразумевало рост цен в первом квартале нынешнего года не более чем на 2%, а по итогам года — не больше чем на годовой уровень инфляции, — напоминает собеседник News.ru. 

Но помимо НДС, отмечает Быков, есть и другие факторы риска: это и повышение акцизов на топливо, и инфляция, и потери нефтяных компаний на десятки миллиардов рублей с начала 2019 года из-за «неправильного» срабатывания компенсационного демпфера. Вдобавок накладывается сезонный (весенний) фактор роста спроса на топливо. 

Всё это могло привести к быстрому росту топливных цен, который превысил бы даже текущий уровень инфляции в 5,2%, и отыграть это потом обратно уже вряд ли было бы возможно. Реакция общества, учитывая непростую социально-экономическую обстановку, была бы однозначно негативной, — утверждает Быков. 

Отсюда и пролонгация соглашения, которая в треугольнике государство — граждане — нефтяные компании несёт относительный краткосрочный выигрыш первым двум и проигрыш последней стороне, даже несмотря на смягчение условий соглашения, отмечает эксперт. Речь идёт о снижении базовой цены топлива в демпфере (обратном акцизе): по бензину — с 56 тысяч до 51 тысячи рублей, по дизтопливу — с 50 тысяч до 46 тысяч рублей за тонну. Быков предполагает, что в течение второго квартала цены на бензин будут находиться на уровне инфляции (около 5%), что не должно противоречить прописанным в соглашении условиям.  

Rosneft/Globallookpress.com

Пружину цен отпустят
Намного более категорично оценивает ситуацию руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. По его словам, ещё одна взаимная уступка со стороны правительства и нефтяников создаёт иллюзию, что государство озабочено резким ростом стоимости топлива и ищет пути решения проблемы. 

Фактически с высокой вероятностью уже летом сдерживаемая пружина цен будет отпущена, что в очередной раз приведёт к их росту на 10%20% до конца года. Пока же правительство пытается сдержать снижение рейтинга власти, — говорит Козловский.

Напомним, первое соглашение между нефтяными компаниями и правительством было подписано осенью 2018 года. Документ предусматривал заморозку розничных цен, их индексацию на уровень инфляции в первом квартале 2019 года и снижение мелкооптовых цен до уровня, необходимого для поддержания маржинальности АЗС. Также соглашение обязало производителей дизеля и бензина поставлять на внутренний рынок на 3% больше топлива, чем в те же месяцы 2017 года. Сейчас расходы россиян на бензин не выглядят разорительными: как показал опрос агентства «Автостат», 58% автовладельцев тратят на это не больше четырёх тысяч рублей в месяц. 

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен