В когорту государств, наиболее активно противостоящих Соединённым Штатам на фронтах торговой войны, вошла Турция. Она резко повысила пошлины на ряд американских товаров, в частности, на 60% —на табачные изделия, на 140% — на алкоголь. Изменения также коснулись ввоза автомобилей, косметики, риса, фруктов. Соответствующий указ президента Реджепа Тайипа Эрдогана опубликован в официальном правительственном вестнике Resmi Gazete.

Ранее глава Белого дома распорядился в два раза увеличить пошлины на алюминий и сталь из Турции — до 20% и 50% соответственно. Эрдоган назвал происходящее «открытой экономической атакой» и предупредил, что Турция объявит бойкот электронным товарам из США. По словам турецкого лидера, его народ умеет делать прекрасные вещи: в стране, например, есть местная марка телефонов Venus Vestel, и вполне можно обойтись без iPhone. Между тем, турецкая лира обновила исторические минимумы к доллару и евро, обесценившись с начала года на 40%. Последние события стали следствием небывалого охлаждения двусторонних отношений. Толчком к нему послужило дело американского пастора Эндрю Брансона, которого турецкие власти задержали ещё в 2016 году. В начале августа Минфин США ввёл санкции против главы Минюста Турции Абдулахмита Гюля и главы МВД Сулеймана Сойлу, обвинив их в «серьёзных нарушениях прав человека» и заморозив все счета и активы.

В рамках принципов взаимности

Торгово-экономические меры, принимаемые сегодня Анкарой «в рамках принципов взаимности» (определение вице-президента Фуата Октая), призваны произвести мощный внешний эффект. Они несоизмеримы с той политической пропастью, которая разделяет сегодня двух союзников по НАТО. В соответствии с подписанным Эрдоганом указом пошлины повысят на более чем 20 видов продукции из США. Помимо табачных изделий и алкоголя, в этот перечень вошли легковые автомобили (на 120%), косметические изделия (60%), рис (50%), каменный уголь (13,7%). Но дело в том, что о каком-либо серьёзном экономическом уроне для обеих сторон говорить не приходится. Скажем, на турецких дорогах не так много американских автомобилей, там скорее можно увидеть продукцию французского и итальянского автопрома. Что касается табака и алкоголя, Турция сама производит их в немалых объёмах. Для производителей в США существенно более болезненным может оказаться разрыв контрактов на поставку электроники.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Altan Gocher

При любых обстоятельствах, Турция открыла ещё один фронт межконтинентальной торговой войны. В июне, напомним, страны ЕС согласовали контрмеры против Соединённых Штатов, постановив, что дополнительные пошлины ЕС затронут ряд американских товаров, распространившись, в частности, на продукты питания, виски, табачные изделия, одежду, сталь, мотоциклы, двигатели внутреннего сгорания. Ранее Вашингтон обложил повышенными тарифами на сталь и алюминий своих партнёров по Евросоюзу, а также Канаду и Мексику.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Но главной целью администрации президента Трампа в жёстком торговом противостоянии со всем миром стал Китай: сначала Вашингтон сообщил о введении ввозной пошлины в размере 25% на импорт товаров из КНР объёмом 34 млрд в год, а затем пригрозил, что готов к введению новых пошлин в размере $200 млрд на китайские товары. Со своей стороны, Пекин заявил об ответных мерах и начал разбирательство в ВТО. В этой связи генеральный директор ВТО Роберто Азеведо сравнил повсеместно вводимые санкции, квоты и пошлины с выстрелами. И предупредил, что они могут остановить рост мировой экономики.

Сергей Малков, профессор факультета глобальных процессов МГУ:

Фото: TOPFLASHCMS.COM

Ситуация уже зашла далеко. США вводят санкции не только против Турции, но и против России, против Китая. Это обусловлено макроэкономическими причинами — США теряют позиции на глобальном рынке. После Второй мировой войны американский рынок производил практически половину мирового ВВП. Сейчас, по разным оценкам, — 15−20%. Вашингтон пытается силовыми методами сохранить свою роль. Это ему не удастся и приведёт к общей дестабилизации. В связи с такой агрессивной политикой Соединённых Штатов многие государства будут искать новых союзников. Сформируется мощный блок, который будет противостоять США. От Европы администрация Трампа поддержку не получит. Такая же ситуация сложилась перед Первой мировой войной. Тогда экономический кризис обернулся фактическим отказом от торговых «правил игры», после чего грянул «горячий» конфликт. И в этой связи новый военный бюджет США — тревожный знак.

Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

У США и Турции есть несколько ключевых точек расхождения. В первую очередь, это позиция США по выдаче Фетхуллаха Гюлена, который находится в американском штате Пенсильвания. В Турции его обвиняют в попытке государственного переворота. Таким образом, можно рассматривать санкции США и ответные меры Анкары в контексте внутриполитической ситуации в Турции. Что касается экономики, то, конечно, взаимные ограничения приведут к потерям в сотни миллионов долларов. С одной стороны, это деньги достаточно большие, но для экономики и Турции, и США они не столь существенны. Президенты Трамп и Эрдоган используют санкционные шаги для определённой внутриполитической конъюнктуры, но вряд ли можно говорить о «крахе» отношений, поскольку лидеры смогут найти общий язык для достижения экономической выгоды.