В американо-российских торговых отношениях зреет очередная проблема, на сей раз связанная с ураном. Администрация президента Дональда Трампа планирует начать расследование по импорту этого стратегического сырья, чреватое введением заградительных пошлин.
Американские производители покрывают лишь 5% внутреннего рынка, а хотят для себя 25%, уточняется в сообщении. Российские же поставки урана, которыми занимается «дочка» Росатома Tenex, могут составлять до 20% американского импорта. Среди ключевых поставщиков урана в США числятся также Казахстан, Узбекистан и Канада. Главный вопрос, на который Вашингтон хочет получить ответ по итогам расследования, — угрожает ли сложившаяся ситуация национальной безопасности США, передаёт Bloomberg.
Производители жалуются
В июне Министерство энергетики США констатировало два обстоятельства — это, во-первых, повышенная зависимость атомной энергетики страны от зарубежных поставок урана, во-вторых, рекордно низкие объёмы его собственной добычи. Ранее, в январе, два крупнейших американских производителя урана Ur-Energy и Energy Fuels обратились в Минторг США с просьбой ограничить закупки урана за границей, включая Россию. Компании пожаловались, что в 2017 году производство закиси-окиси урана в стране упало до исторических минимумов, сократившись на 38%. К этому, утверждают Ur-Energy и Energy Fuels, привёл значительный рост закупок сырья у иностранных компаний, получающих субсидии в своих странах.
Американские производители попросили Минторг провести расследование по статье закона о расширении торговли (ст. 232 в Trade Expansion Act). Этот документ позволяет президенту без консультации с Конгрессом ограничить импорт любого товара, если будет установлено, что он представляет угрозу национальной безопасности. Компании предложили ввести квоту, которая резервирует 25% для внутреннего производства урана. Кроме того, настаивают менеджеры Ur-Energy и Energy Fuels, федеральные энергокомпании и агентства обязаны покупать американский уран в соответствии с указом «Покупай американское, нанимай американцев», подписанным президентом Дональдом Трампом 18 апреля 2017 года.

В соглашении между Минторгом США и Росатомом есть пункт, согласно которому российские поставки урана в США могут достигать пятой части от общего объёма американского импорта. Energy и Energy Fuels опасаются, что после истечения в 2020 году срока действия этого документа Россия нарастит объёмы продаж. Кроме того, производители встревожены фактом усиливающегося из года в год интереса к американскому рынку Китая.
Американские АЭС зависят от импорта из РФ
Россия как ключевой поставщик топлива для американских АЭС закрепилась на этом рынке в феврале 1993 года. Москва и Вашингтон заключили тогда соглашение, получившее два названия: неофициальное «Мегатонны — в мегаватты» и простое аббревиатурное ВОУ-НОУ. Документ предусматривал переработку российского высокообогащённого урана (ВОУ), используемого в ядерных боеголовках, в низкообогащённый уран (НОУ). При этом США, для реализации контракта ВОУ-НАУ, временно отказались от соответствующих антидемпинговых мер, отменив пошлину в 115,82%. С 2015 года поставки пошли по коммерческим договорам: у «дочки» Росатома компании Tenex заключено в США 25 контрактов общей стоимостью около $6,5 млрд до 2028 года. В своём выступлении в Госдуме в 2013 году тогдашний глава Росатома Сергей Кириенко заявил: «Могу вам доложить: сегодня мы контролируем 20% урана в Соединённых Штатах Америки. Если нам этот уран потребуется, мы в состоянии им воспользоваться в любой момент времени».
Что касается внутренней добычи урана в США, официально начавшейся в 1949 году, то пик её пришёлся на 1980 год, достигнув уровня в 20,4 тысячи тонн. Затем произошло резкое снижение объемов вплоть до значений в 2,3 тысячи тонн, ниже которых показатели колебались большую часть времени с 1990-х по настоящий момент. При этом, по данным Управления энергетической безопасности (IEA) при Минэнерго США, запасы урана в стране устойчиво растут с начала 2000-х годов и к 2018 году превысили отметку в 55 тысяч тонн. В 2015 году, на фоне предвыборной кампании, в США разгорелся громкий скандал, связанный с урановой отраслью. Газета New York Times вышла тогда со статьёй, в которой утверждалось, что супруги Билл и Хиллари Клинтон «содействовали» поглощению канадской компании Uranium One со стороны российской госкорпорации «Росатом».
Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА:
Цены на уран находятся на достаточно низких уровнях последние три года. И действительно складывается ситуация, что для производителей США и Канады добыча урана уже не является рентабельной. Поэтому они протестуют против того, что в США поступают большие объёмы, прежде всего, казахского и узбекского металла, добываемого в этих странах в основном методом подземного выщелачивания, что обходится крайне дёшево. Таких же условий добычи нигде в мире больше нет. Конечно, в США заинтересованы в том, чтобы цена на уран подросла и они смогли бы увеличить свою долю на рынке. Думаю, в рамках протекционизма пошлины будут введены и составят порядка 15−20% от стоимости урана. И российские, и казахские, и узбекистанские производители будут готовы их платить, чтобы не потерять американский рынок. А для американских игроков это — возможность поправить свои дела. Если будет некоторый рост цен, то, учитывая возобновившиеся контакты с Индией, это позволит несколько улучшить дела наших поставщиков урана на экспорт. Что касается казахов и узбеков, их рентабельность может несколько уменьшиться, но, учитывая очень низкую стоимость добычи, для них падение будет незначительным. Говорить о том, что кто-то из поставщиков не смогут перестроиться и уйдут, преждевременно. Американская атомная энергетика себя обеспечить собственным ураном не в состоянии. Помимо того что у них нет урана чисто физически, у них нет ещё и мощностей по обогащению. Не стоит бояться того, что американские производители вытеснят импортёров с рынка.