Главными жертвами запрета для торговых сетей на возврат товаров поставщикам могут оказаться рядовые потребители и небольшие магазины. Именно по ним в первую очередь бьёт законопроект, предложенный группой депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Ириной Яровой. Но документ несёт в себе массу рисков не только для простых покупателей, предупреждают опрошенные News.ru эксперты. Вместе с тем проблему злоупотреблений со стороны ретейлеров надо решать.
Риск дефицита в воскресенье
Запрет возвращать поставщикам нераспроданные просроченные товары может обернуться дефицитом продуктов в выходные. Ретейлерам, лишённым права вернуть товары производителям, придётся сокращать объёмы заказанной продукции, и к воскресенью некоторые полки опустеют, сообщили «Известиям» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Со своей позицией федеральные торговые сети ознакомили Нижнюю палату парламента и правительство и обозначили потенциальные последствия от нормы. По словам председателя президиума АКОРТ Сергея Белякова, запрет создает риск «невозможности приобретения продуктов в отдельные часы работы предприятий торговли, в особенности в выходные дни».
В АКОРТ заявляют: сложнее всего будет в воскресенье, поскольку продукты завозятся сразу на три дня в пятницу. При скачке спроса основную часть партии могут раскупить в пятницу-субботу, а поставщики по причине ограниченных логистических ресурсов не восполнят дефицит товаров со сроком годности до 10 дней, занимающих около половины торговой площади в сетях.
Поправки в законы «Об основах госрегулирования торговой деятельности» и «О развитии сельского хозяйства» поступили в Госдуму в конце февраля 2018 года. Идея в том, чтобы запретить торговцам заключать договоры, в которых есть условие о возврате поставщику товара, непроданного по истечении срока годности. В объяснительной записке авторы ссылаются на то обстоятельство, что за последние годы ретейлеры увеличили число возвратов качественных продуктов. По мнению вице-спикера Ирины Яровой и её коллег, многие торговые сети навязывают отечественным производителям и поставщикам невыгодные условия по возврату, отказываясь в противном случае брать товар для продажи.

Новая тактика в работе с возвратами
Особенно широкое распространение эта практика получила в хлебопекарной и мясной промышленностях. В первом случае по отдельным предприятиям в регионах возврат достигает 50% от объёма поставки, во-втором — до 30%. Потери пекарей в результате достигают 80 млрд рублей в год.
Инициативу Яровой в АКОРТ считают, по меньшей мере, необоснованной, напоминая, что ещё в конце 2016 года сетевые ретейлеры договорились о новой тактике в работе с возвратами. По данным ассоциации, в прошлом году возвраты снизились в два раза и более как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Проблема была решена более чем в 50 регионах страны.
Между тем, 24 июля Госдума единогласно приняла законопроект в первом чтении. Парламентарии вняли доводам разработчиков документа, утверждающих, что сложившаяся практика возвратов наносит вред экономическим интересам России, а также ущерб сельскохозяйственным предприятиям и отечественным производителям, малому и среднему бизнесу. Минсельхоз, ФАС, Минэкономразвития и Минфин также поддержали идею.
Проблема злоупотреблений со стороны ретейлеров действительно есть, и законопроект Яровой позволит защитить поставщиков и производителей, убеждён управляющий партнёр компании «Комплексные продажи» Антон Кожемяко.
«Будут ли ретейлеры покупать меньше? Да, будут. Но даже если из-за этого производители понесут убытки, их размер не перекроет нынешние убытки», — рассуждает Антон Кожемяко.
Тем не менее он считает, что отношения между поставщиком и покупателем должны определяться договором, а не запретительными законами. Если сам поставщик согласился подписать договор на не самых выгодных условиях, то сам и должен «расплачиваться» за своё решение.

Фактор посредников
Но есть другая реальная проблема — многие поставщики работают через посредников. Ими могут быть трейдеры (перекупщики), которые предоставляют продукты в распределительные центры, рассказывает генеральный директор агрохолдинга «Дмитровские овощи» Сергей Филиппов. Из-за длинной цепочки производства и поставок возникают ситуации, которые приносят головную боль производителям.
«Машины с товаром стоят в очередях у распределительного центра. Если это предпраздничные дни, то машины могут простоять два или три дня. А потом их отправляют домой со словами, что продукты не нужны», — сетует Филиппов.
По его словам, зачастую в распределительных центрах не обращают внимание на качество товара. То есть могут принять менее свежие овощи, а более свежие — нет, дело в том, что система приёма продуктов в распределительные центры непрозрачна, поясняет Филиппов. Он не исключает и коррупционную составляющую.
В Евросоюзе уже 15 лет не могут принять документ о регулировании отношений супермаркетов и поставщиков, напоминает первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. По его словам, в этом вопросе пока нет согласия всех 32 государств ЕС, плюс лоббизм торговых сетей очень велик. Отдельные законы уже приняты в Словакии, Польше, а во Франции готовятся к одобрению. В Великобритании же есть кодекс поведения супермаркетов.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП):
Если такую норму принять, то крайним в этой ситуации противостояния между торговцами и производителями окажется потребитель. Дело в том, что если сейчас магазин не продал продукцию, он просто возвращает остатки производителю и всё. Если такого права у него не будет, придётся всё уничтожать, причём непонятно как, и куда это всё выбрасывать. Другой выход — перемаркировывать товар и, значит, обманывать покупателя. Торговцы вполне могут пойти по такому пути, учитывая не очень высокий уровень их сознательности. Их и раньше ловили на фальсификациях. А люди будут есть перемаркированные продукты, как в начале 2000-х. Второй момент — если такой закон принять, то с полок исчезнут товары с короткими сроками годности. Торговцы, не желая рисковать, будут заказывать «вечные» помидоры, йогурты, молоко и так далее. Соответственно, вырастут риски для здоровья, потребление всевозможных консервантов увеличится, а скоропортящейся продукции — напротив, уменьшится. Этот закон выгоден крупнейшим, наиболее раскрученным продовольственным компаниям. А новички не смогут попасть на рынок, поскольку магазины просто не захотят ставить их товары на полку. Они будут заказывать продукцию меньшего числа производителей и обходить стороной фермеров-одиночек, которых никто не знает. Монополисты не пострадают. Скажем, от продукции какого-нибудь крупного хлебозавода в регионе не откажутся и он свои потери не будет списывать, а магазины будут этот хлеб перемаркировывать. Сейчас Роспотребнадзор не в состоянии физически отследить такие вещи, всех проверять он не будет.