Москва, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — абсолютные лидеры по объёму скорректированных социальных расходов на человека. В столице, например, они превышают 80 тысяч рублей. На другом «полюсе» — Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Чукотский АО, в котором этот показатель составляет 18 тысяч рублей. Разрыв огромен и в текущих макроэкономических условиях практически непреодолим, говорят опрошенные News.ru эксперты.

Во всех субъектах России в 2018 году по сравнению с 2017 годом выросли суммарные доходы консолидированных бюджетов на 15,2%. Это позволило регионам нарастить и расходы на 9,9%. Затраты на образование увеличились на 12,1%, на культуру и кинематографию — на 7,6%, на здравоохранение — на 12,2%, на социальную политику — на 9,4%, а на физическую культуру и спорт — на 11,5%. При этом, как подсчитали в агентстве РИА Рейтинг, объёмы социальных расходов из консолидированных бюджетов в регионах-лидерах и аутсайдерах отличаются более чем в 4,5 раза.

Лидером по темпам роста стала Республика Алтай, где социальные расходы на одного жителя увеличились на 40,2%, а также Республика Хакасия и Амурская область с ростом более чем на 25%. В этих трёх регионах затраты на образование выросли более чем на 20%, а на здравоохранение — более чем на 50%. Среди социальных статей консолидированного бюджета в Республике Алтай в 2018 году более чем в два раза увеличились расходы на здравоохранение, также на 86% — на физическую культуру и спорт. В Республике Хакасия на здравоохранение потратили на 85% больше, а на культуру, кинематографию — на 41%. В Амурской области на 111% выросли расходы на физическую культуру и спорт и на 51% — на здравоохранение.

Проблема закредитованности

По оценке главного аналитика «БКС Премьер» Антона Покатовича, диспропорция в объёмах региональных социальных расходов во многом определяется закредитованностью бюджетов. На регионы возложены две задачи: выполнение майских указов президента 2012 года, направленных на повышение социальной обеспеченности населения, и участие в реализации майских указов 2018 года в плоскости нацпроектов. Региональная бюджетная система, чьи долговые источники жёстко контролируются федеральным центром, вынуждена заниматься постоянной адаптацией. В итоге в ряде субъектов РФ на исполнение социальных расходов попросту не остаётся средств. И сейчас, по словам Покатовича, мы наблюдаем попытки Минфина усилить контроль за долговой нагрузкой регионов, что в перспективе может сделать разрыв в социальных расходах ещё более серьёзным.

Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер»:

Антон Покатович  главный аналитик «БКС Премьер»Антон Покатович главный аналитик «БКС Премьер»
Для нормализации ситуации требуется существенная модернизация системы межбюджетного распределения денег, одна из основных проблем которой — весьма низкий уровень реального доведения средств от федерального центра до субъектов.

Кому-то повезло больше

Как отмечает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков, региональная специфика распределения государственных социальных расходов точно соответствует структуре, схеме финансовых потоков и уровню бюджетной централизации в российской экономике. Сырьевые регионы добывают и поставляют продукцию на экспорт, деньги за это поступают и консолидируются в условном финансовом центре — Москве, после чего из центра перераспределяются. Естественно, что сырьевые регионы и те, что в силу различных обстоятельств ближе к центру (географически, благодаря «региональной прописке» крупнейших компаний, политической повестке), получают больше других.

Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий:

Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологийФото: CAFT.RUАнтон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий
Таким образом, бюджеты регионов, удачно встроенных в текущую финансово-экономическую конфигурацию, превосходят бюджеты неудачно встроенных регионов, и при сравнительно одинаковой структуре расходов социальные статьи у «удачливых» получаются больше. Основной массе субъектов РФ в этом плане не повезло.

По словам собеседника News.ru, изменить ситуацию, увеличить доходы несырьевых регионов практически невозможно без масштабной диверсификации всей российской экономики. У других — всё же остаются призрачные надежды, например, обнаружить у себя крупные запасы нефти или газа, или стать регионом «прописки» российского сырьевого или другого гиганта. Но в эти сценарии верится с трудом.

Соответствующие программы с масштабными изменениями в денежно-кредитной, налоговой и бюджетной политике уже разработаны. Но они не используются руководством страны, так как подразумевают более высокие риски. Они противоречат главному постулату правительства и ЦБ, заключающемуся в макроэкономической стабильности любой ценой, — говорит Быков.

Сначала нужно заработать

По словам аналитика компании «ФинИст» Ирины Ланис, рассуждая о дисбалансе социальных расходов консолидированных бюджетов регионов, необходимо помнить: чтобы что-то расходовать, сначала необходимо заработать. Как в Простоквашино, «чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Так и с бюджетами. В 2018 году далеко не все отрасли промышленности находились в зоне, скажем так, достойной прибыли. Основными отраслями, получившими повышенный доход, были нефтедобыча, металлургия и сектора, связанные с разработкой и продажей природных ресурсов: лесная и обрабатывающая промышленности. Соответственно, и регионы, которые живут за счёт этих отраслей, получили в бюджет больше средств, чем в 2017 году.

Ирина Ланис, аналитик компании «ФинИст»:

Ирина Ланис, аналитик компании «ФинИст»Ирина Ланис, аналитик компании «ФинИст»
А раз в казне у одних регионов денег прибавилось, создав профицит, а у других осталось на прежнем уровне, то и распределение средств будет разным. Яркий пример — ЯНАО: нефтяной регион, получив повышенную прибыль за счёт роста стоимости нефтесырья, повысил социальные выплаты из бюджета, поскольку может себе это сейчас позволить.

Эксперт убеждена: устранить дисбаланс по регионам практически невозможно в действующей системе, поскольку каждый консолидированный бюджет распределяется по своему же региону. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то это экономические зоны с совершенно иным уровнем жизни. Зарплаты здесь выше, чем в целом по стране, денег в бюджет поступает больше, соответственно, и деньги на соцрасходы выделяются абсолютно другие.