Сложившаяся в России система надзора над частным бизнесом нуждается в срочном реформировании, отмечают опрошенные News.ru эксперты. По их словам, речь должна идти, прежде всего, об ослаблении нагрузки на предпринимателей. Решать эту амбициозную задачу предстоит заместителю руководителя аппарата правительства Юрию Любимову, заявившему накануне, что из-за неправильной системы контроля и надзора Россия каждый год теряет до 8% роста.

Одинаково понятный всем механизм
По словам Любимова, в большом количестве случаев система работает вхолостую, «то есть контролёр проверяет те требования, в отношении которых он сам очень часто понимает, что они абсолютно никому не нужны». В свою очередь предприниматель вынужден инвестировать средства в выполнение бессмысленных требований, очень многие из которых базируются на устаревших технологиях. Всё это ложится тяжким бременем на деловое сообщество, — контрольно-надзорная система остаётся одним из главных сдерживающих факторов роста.

Наша задача — сделать её, во-первых, честной, то есть это должен быть механизм, который будет одинаково понятен и принят как деловым, так и контролирующим сообществом. Во-вторых, мы должны сделать эту систему эффективной — это главная задача, — заметил чиновник в интервью РИА Новости.

Юрий ЛюбимовФото: Валерий Мельников/РИА НовостиЮрий Любимов

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Команде Любимова предстоит отменить тысячи устаревших актов и настроить новое регулирование фактически с нуля. В январе, напомним, премьер Дмитрий Медведев предложил применить к бизнесу механизм «регуляторной гильотины»: до 1 февраля 2020 года правила, которые не будут специально одобрены или изменены, утратят силу, а проверки станут проводить по новым. Требования к предпринимателям со стороны государства систематизируют по другому принципу: не по контролирующим ведомствам, а по видам бизнеса.

Безусловно, вышедшие из 70–80-х годов технологии курирования тормозят развитие бизнесов и, следовательно, экономический рост — именно поэтому задача реформирования этой сферы является приоритетной для аппарата правительства, — говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

По его словам, нужно будет добиться кратного снижения реальных рисков как для контролирующих органов, так и для подконтрольных организаций, навсегда отказаться от избыточных бюрократических схем и методов и в конечном итоге сделать всю систему прозрачной и справедливой.

Признание проблем — уже большой шаг на пути к их решению. Как в вопросах управления, так и в вопросах надзора за бизнесом мы имеем устаревший, несовременный подход, — отмечает ведущий аналитик «Эксперт Плюс» Мария Сальникова.

Советское наследие
Очевидно, продолжает она, что деловой климат и соответствующая законодательная база в России нуждаются в трансформации, в совершенствовании. Нужно запустить механизм оперативного реагирования власти на проблемы бизнеса. В Минэкономразвития осознают, что экономический рост тормозится целым рядом факторов — это среди прочего и низкий уровень подготовки кадров, и отсутствие стремления развиваться профессионально. К сожалению, отмечает Сальникова, сложилась ситуация, когда в Москве одни специалисты учатся высокоэффективной работе в разных бизнес-школах, а в регионах преимущественно сохраняется модель поведения, в которой главное — быть на рабочем месте с 9 утра до 6 вечера.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Система надзора над бизнесом выступает как наследие и проявление ещё советской административной системы. Требования, по сути, те же — регулировать и контролировать всё и вся. Это само по себе принципиально противоречит принципам свободы предпринимательства и часто необоснованно ограничивает её, — поясняет руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман.

По его оценкам, многие нормы регулирования не отвечают динамике развития экономики и современной жизни. Они не только противоречат друг другу, но и часто бывают невыполнимы или требуют крупных и необоснованных затрат, создают возможность коррупционных злоупотреблений контрольными органами.

До сих пор существуют абсолютно дремучие требования. Например, в какой цвет покрасить ульи на пасеке. Или для предприятий консервной промышленности — применять только моющие средства, список которых разрешён Минздравом СССР в 1972 году, — рассказывает Гойхман.

Примеров — масса
А предприятие молочной отрасли обязательно должно иметь в разных местах на территории административные и санитарно-бытовые, производственные и хозяйственно-складские помещения, КПП, стоянки для личного транспорта. Такое положение было вполне адекватно для крупного советского комбината, но сегодня избыточно для небольшой сыроварни. Таких примеров — масса. Только число нормативных актов, регулирующих ход проверки предприятий, — 9 тысяч. Реформирование всей этой системы позволит бизнесу экономить до 1 трлн руб. в год, отмечает собеседник News.ru.

Но размах и суть анонсированной правительством «регуляторной гильотины» таковы, что её реализация требует исключительно скрупулёзного, взвешенного подхода, учёта огромного количества отраслевых, региональных особенностей. И самое главное — она затрагивает интересы различных структур и лиц, имеющих свои рычаги воздействия на кабинет министров. Гойхман опасается, что объявленная кампания окажется ограниченной, во многом выхолощенной, как это не раз бывало с самыми благими начинаниями государства.

Речь должна идти именно об ослаблении нагрузки на бизнес, а не о создании для него дополнительных препятствий. Надзорная деятельность, помогающая выявлять нарушения в работе предпринимателей, конечно же, играет свою роль в экономическом росте, однако намного более весомый вклад в него вносят инвестиционная активность и дешёвое финансирование, — считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Таким образом, резюмирует собеседник News.ru, будущая реформа может стимулировать активность инвесторов, в том числе из-за границы, но для по-настоящему серьёзного «рывка» ВВП потребуется существенное смягчение условий ДКП (договоров купли-продажи) Центральным банком или введение налоговых льгот.