Сбербанк России продолжает расширяться. По всей видимости, банковских, страховых и инвестиционных услуг ему недостаточно. Теперь «зелёный слон» решил потеснить центры госуслуг, предлагая соответствующий сервис, до боли знакомый населению по очередям и бумажной волоките, с одним только «но». Оформить всё можно будет через мобильное приложение.

С таким заявлением выступил президент — председатель правления банка Герман Греф. В интервью «Коммерсанту» он признался, что сейчас работы над этим ведутся.

Помогать крупнейшему российскому банку будут Пенсионный фонд России, Минэкономразвития, Казначейство, ФНС, а также другие ведомства.

При этом не нужно будет ходить в офисы Сбербанка, решать эту задачу пользователи смогут где угодно. Нужно будет лишь установить приложение «Сбербанк Онлайн» или же иную разработку банка, которая могла бы в будущем заменить для клиента центр госуслуг.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Мы хотим создать максимум удобств для клиента и сэкономить его самый важный невозобновляемый ресурс — время. Многие услуги вы сможете начать получать у нас уже в этом году, и каждый год их число будет расти», — поделился Греф.

Президент и председатель правления Сбербанка России Герман ГрефФото: АГН «Москва»/Андрей НикеричевПрезидент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф

Среди первых услуг, которые можно будет получить, предправления особо выделил маткапитал, пособия по рождению ребёнка и назначение пенсий.

В этой связи Сбербанк видит огромную перспективу в создании облачных сервисов. Однако сейчас рынок данных услуг в стране сравнительно небольшой. Но, по оценкам Грефа, в ближайшие пять-шесть лет объём облачных услуг вырастет в 10–12 раз.

Также помогать быть ближе к народу Сбербанку будет и технология блокчейн. Кредитная организация ведёт постоянные разработки в этой сфере и даже организовала специальную лабораторию.

Герман Оскарович обещает, что сервис заработает для клиентов в этом году.

Отметим, что Сбербанк уже не первый год автоматизирует свои процессы и услуги. Стоит вспомнить его проект «ДомКлик», благодаря которому можно не только приобрести и продать жильё, получить ипотеку… эта площадка в состоянии полностью вести процесс покупки жилья.

Кроме того, Сбербанк совместно с Росреестром и при поддержке кабмина реализует план автоматизации регистрации недвижимости. Клиенты смогут получить полный цикл операций — от выбора жилья до оформления его в собственность. И уже сейчас зарегистрировать сделку на этой платформе, например, в Московской области, можно за один день. В планах у финансовой организации — сделать процесс регистрации доступным по всей стране и снизить время на его обработку до нескольких минут.

Греф не боится Amazon

Напомним, что Греф уже грозился создать на базе «Яндекс.Маркета» российский аналог корпорации Amazon. Планируется, что интернет-площадка будет работать в сфере маркетплейса, а также развивать трансграничную онлайн-торговлю.

Фото: Global Look Press/dpa/Susann Prautsch

Вообще же Сбербанк ставит перед собой крайне амбициозную задачу по завоеванию новых рынков. Кредитная организация хочет создавать новый уровень технологической конкурентоспособности. При этом Сбербанк и так остаётся локомотивом технологических прорывов в банковской сфере РФ. В этой связи Греф отметил важность наращивания масштаба бизнеса, клиентоориентированности отделений финучреждения, развития новых навыков у сотрудников.

По мнению главного банкира страны, как таковая стратегия обороны своего рынка обречена на неудачу. Поэтому страха конкурировать в других сферах и с другими компаниями у него нет. Греф напомнил, что когда Amazon заявляет о выходе на новые рынки, то акции компаний, связанных с этими сегментами бизнеса, резко падают. Быть может, что со временем и Сбербанк станет подобным индикатором на фондовом рынке.

Что впереди?

Уже в следующем году Сбербанк начнёт разрабатывать новую стратегию развития на 2020–2023 годы. Нынешняя стратегия банка завершится в 2020 году. Ранее банк анонсировал планы на пятилетку, сейчас же этот период сократили до трёх лет в связи с постоянными изменениями как в мире, так и в сфере банковских и IT-технологий. А работа по новой схеме должна, прежде всего, оптимизировать расходы кредитной организации и помочь в развитии её финансовой стратегии.

Но всё та же геополитика вносит свою корректировку в работу даже такой крупной организации, как Сбербанк. Поэтому дальнейшего наращивания доли в банковском секторе не будет, а международная экспансия — то, от чего Грефу придётся отказаться. Ведь попасть под санкции — что может быть страшнее для отечественного бизнеса.

Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

Фото: NUR.KZ

— У Сбербанка в секторе цифровой экономики просто планов громадьё. Причём планы очень хорошие и полезные, важно, чтобы они нашли своё применение. В том, что касается госуслуг, у Сбербанка, на мой взгляд, есть хорошие возможности для развития. Можно сказать, что ещё в советские времена система сберегательных касс (предшественник Сбербанка) и почтовые отделения были аналогами современных многофункциональных центров для ряда групп населения — можно было получать там пенсии, пособия. Сейчас Сбербанк, как я понимаю, намерен выполнять те же самые функции, несколько их расширив (в частности, через приложение «Сбербанк Онлайн») и применив цифровые технологии. Для клиентов это будет очень удобно, главное, чтобы приложение работало нормально и без сбоев. Насчёт маркетплейсов — идея хорошая, хотя возникает вопрос: а зачем это Сбербанку? Судя по тому, что банков на российском рынке остается всё меньше, он прекрасно сможет получать хорошую прибыль и от профильной деятельности. Банки, если начнут активнее внедрять цифровые технологии и вкладывать в это средства, смогут оказывать самые разные услуги. ЦБ РФ этому не препятствует, главное, чтобы банки соблюдали законодательство и их показатели соответствовали нормативам регулятора.

Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»:

Фото: MOIKA78.RU

— Бурное развитие цифровых технологий и в связи с этим изменение поведения потребителя заставляют финансовые организации переориентировать свой бизнес с учётом новой реальности. Российские банки начали активно создавать так называемые финансовые супермаркеты, маркетплейсы, цифровые платформы. В принципе, все сферы жизни человека, где происходят финансовые транзакции, могут быть агрегированы банками в различные маркетплейсы. Вполне логично, что Сбербанк берёт под свою, если можно так сказать, цифровую крышу центры госуслуг. Ещё в прошлом году через приложение Сбербанка можно было получить налоговые вычеты. Естественно, вся линейка продуктов, которые необходимы гражданину при взаимодействии с государственными органами, может уйти в маркетплейсы Сбербанка. Например, в секторе недвижимости предлагается полный набор услуг — от поиска квартиры до её покупки, заключения сделки, получения ипотечного кредита и регистрации в Росреестре. Сектор продуктов и финансовых услуг может быть самым различным, и тут возникает вопрос об ответственности банка за эти продукты и услуги. Пока ЦБ не регулирует эту деятельность, и потребитель на этом рынке может столкнуться с самыми различными рисками. Стоит ожидать, что в скором времени регулятор введёт жёсткие правила работы на этом рынке.

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:

— Технологии продолжают активно развиваться, в частности, технология блокчейн уже сейчас показала, каким может стать будущее. То есть с помощью неё в перспективе можно будет отказаться от части банковских услуг, например, денежные переводы. Поэтому банкам не только необходимо становиться маркетплейсами, обеспечивать доступ до госуслуг, для них эта диверсификация жизненно важна. Те руководители финансовых организаций, кто это понимает, уже двигаются в направлении многопрофильности. При этом у банков есть высокий потенциал для диверсификации. Большинство финансовых организаций имеют развитую розничную сеть, а также присутствуют во всех регионах страны. Плюс есть недорогое финансирование для развития проектов.

Гайдар Гасанов, эксперт Международного финансового центра:

— На фоне высокой конкуренции в сфере банковского обслуживания оставаться на позициях в том классическом виде, в котором мы привыкли видеть банки в современном мире, не имеет дальнейших перспектив. Совмещать в себе функции, которые выходят далеко за рамки классической политики банков, стало одним из модных направлений в последние годы. Создание банковских экосистем на базе развития партнёрских отношений представляет возможность работать в направлении улучшения качества обслуживания клиентов. Направления, в которых может действовать такая экосистема, в рамках огромного маркетплейса могут быть абсолютно различными. Сюда можно отнести и такие области применения, как: здравоохранение, телекоммуникация, сфера строительства, различные электронные услуги и т.д. Я хочу отметить, что в первую очередь подобные многофункциональные центры будут доступными и удобными для конечного пользователя, где будет представлена возможность как физических, так и юридических лиц избавить от любых рутинных работ. Помимо качества обслуживания увеличится и скорость обработки информации, поступающей от клиентов. Для владельцев не только малого бизнеса представится возможность использовать облачную бухгалтерию, налоговые сервисы, услуги страхования, а также готовые решения под ключ. Могут ли банки стать многофункциональными центрами и предоставлять различные услуги клиентам не только в сфере банковских операций? Вполне! Так или иначе, о какой бы мы сфере деятельности ни говорили, нам приходится производить взаиморасчёты между собой не только наличными деньгами, но и посредством банковских транзакций, учитывая, что в современном мире электронные денежные переводы не только безопасны, но и удобны.