Государственный долг США достиг рекордной за всю историю измерений отметки в $22,012 трлн. По данным американского Минфина, только с начала февраля он вырос более чем на $90 млрд, а за последние 11 месяцев — более чем на $1 трлн. Эти цифры несопоставимы с размером совокупного внешнего долга России, в 2018 году составившего около $530 млрд.

News.ru обратился с экспертам с вопросом: что лучше (при всей очевидной условности такого сравнения) — рекордно высокий госдолг и высокие темпы роста ВВП в Соединённых Штатах или низкий госдолг и стагнация экономики в России?

Объём экономик несопоставим

Напомним, за время президентства Трампа, ранее пообещавшего «избавить» Америку от госдолга в течение восьми лет, его объём вырос более чем на $2 трлн. По оценкам аналитиков, если не будет предпринято никаких корректирующих действий, к 2023 году госдолг увеличится до 117% ВВП, что не так уж и много. Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственного и публичного — их размер составляет около $5,9 трлн и $16,2 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета перед правительственными агентствами, например, пенсионными фондами. Второй представляет из себя казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, ФРС, а также правительствам штатов и иностранных государств.

«Прямое сравнение госдолга России и США некорректно практически по всем пунктам. Очевидно, что объём экономик двух стран несопоставим, равно как основные факторы развития и в целом отдельные показатели — составные части ВВП, — говорит руководитель аналитического отдела «Гранд Капитал» Сергей Козловский. — Однако если попытаться ответить на вопрос, что лучше: стремительный рост с аналогичным увеличением долговой нагрузки или скромные темпы развития с умеренным госдолгом, я бы указал на второй вариант».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Он более стабилен и более приемлем для развивающихся экономик, в особенности для сырьевых, таких как российская, считает Козловский.

Фото: x99/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

«Ситуацию с госдолгом США и России сравнивать не стоит. Американские государственные облигации признаны мировым сообществом самыми надёжными, поэтому у Штатов нет проблем с рефинансированием долгов», — отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

Опора мировой финансовой системы

Кроме того, по словам эксперта, картина не столь критична, если рассматривать госдолг не в абсолютных цифрах, а в связке с ВВП. И, наконец, наиболее важный момент: вся мировая финансовая система зиждется в том числе на госдолге США. Поэтому участникам этой системы выгодно обеспечивать её устойчивость, чтобы не пострадать самим.

«России же приходится бороться за финансирование, обеспечивая высокие ставки, а также поддерживая кредитный рейтинг на нужном уровне. Поэтому ей ничего иного не остаётся, кроме как удерживать государственный долг на минимальных отметках и, соответственно, жить по средствам», — поясняет Капустянский.

По мнению шефа-аналитика TeleTrade Петра Пушкарёва, сейчас уже едва ли не весь американский истеблишмент и Федрезерв признают в открытую: проблема госдолга очень серьёзна. Между тем ещё лет 10 назад, даже после кризиса 2008 года, от этой темы в Вашингтоне отмахивались, как от назойливой мухи: мол, надо будет — ещё денег напечатаем. Но не сходится, не получается. Один из выходов — свести доллар постепенно к статусу важной, но не доминирующей мировой валюты. Похоже, американская администрация совсем не против пойти по этому пути, чтобы снизить госдолг и сбалансировать торговлю. Да, собственно, сил и смысла нет уже сопротивляться естественному ходу событий.

Билл Клинтон подписывает документ об увеличении допустимого госдолга СШАФото: Sharon Farmer/CNP/AdMedia/Global Look PressБилл Клинтон подписывает документ об увеличении допустимого госдолга США

«Всё, что половина населения США смогла сделать — это выбрать Трампа, чтобы он хотя бы начал разгребать завалы: умело, неумело, но хотя бы попытался! Он пытается уменьшить копящиеся до небес дефициты с другими странами, торгуясь с ними за тарифы и пошлины, он всеми правдами и неправдами отстаивает право на интеллектуальную собственность, стремится сократить растущие иностранные поставки в США и заставлять покупать как можно больше американских товаров», — рассуждает Пушкарёв.

Что касается России, она, по словам эксперта, не только не успела обременить себя неподъёмными долговыми обязательствами, но подкопила резервы, завела немало связей среди бизнесменов, в том числе в странах, чьи правительства нас открыто стараются сдерживать. Так что её нынешнее положение в чём-то более выигрышное.

«Трудно без иронии ответить на вопрос: что именно лучше — рекордно высокий государственный долг при высоких и стабильных темпах роста ВВП или крайне низкий уровень внешней задолженности при полном отсутствии экономического роста», — говорит руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.

Виноваты все

Свой выбор эксперт делает в пользу роста ВВП и большой долговой нагрузки, но оговаривается, что это «до поры до времени». По словам Блинова, первенство и безальтернативность США как монетарного центра всей мировой экономики отрицать трудно, но ещё сложнее этот статус поддерживать. Нюансы, которые тут кроются, дают о себе знать всё сильнее и сильнее. Однажды всем надоест вкладывать свои средства в экономику США, кредитовать её снова и снова и осознавать, что эти долги в полной мере никогда не вернуть.

«К такому положению вещей причастны все страны. Они кредитуют того, кто им не возвращает долги, но, правда, исправно платит проценты. В таком случае совершенно не принципиально, какова величина этого общего государственного долга — $20 трлн или $120 трлн. Главное — проценты по ним и сопричастность к гегемонии в экономике и геополитике», — рассуждает Блинов.

Сложившаяся ситуация продлится до бесконечности, пока Китай будет держать свои деньги в американских гособлигациях и покупать новые выпуски американских долгов. А он склонен к этому, резюмирует эксперт.