Впечатляющую цифру, призванную продемонстрировать усилия государства по борьбе с бедностью, привела вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. По её словам, в первом полугодии текущего года доля россиян, подпадающих под категорию «бедные» (21,1 млн или 14% от численности населения), сократилась на 1,1 млн человек по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. И достигло, таким образом, 20 млн. Голикова добавила, что правительство РФ, прогнозируя параметры социально-экономического развития страны, исходит из того, что в ближайшие шесть лет показатель бедности удастся снизить в два раза.

Именно такая задача, среди прочих, обозначена в майском указе президента Владимира Путина. Между тем в августе, напомним, реальные располагаемые доходы населения снизились на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Это произошло впервые после семи месяцев роста подряд: по итогам января-августа доходы прибавили 2,2% год к году, сообщил Росстат. Что касается прогнозов, то, по словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, по итогам 2018 года рост реальных доходов составит 3,4−3,9%, и эта динамика позволит довести уровень бедности до 11,1%.

Две индексации пенсий

Определённый повод для оптимизма действительно есть, однако обольщаться точно не стоит. Эксперты сходятся во мнении, что динамика реальных доходов в текущем году в решающей степени обусловлена двумя индексациями пенсий неработающим пенсионерам. Первая (на 3,7%) состоялась в январе и получила в народе название «предвыборная индексация». Вторая (на 2,9%) — в апреле. Причём апрельская была связана с ростом прожиточного минимума в России по итогам 2017 года на 2,9%, что и привело к увеличению размера пенсий на соответствующую величину.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Между тем, ни о каких по-настоящему серьёзных действиях государства по борьбе с таким всеохватным социальным злом как бедность говорить пока не приходится. Индексации пенсий, разовые выплаты пенсионерам — это некие булавочные уколы сиюминутного свойства, это директивное «латание дыр» и задабривание избирателей определённого возраста, а не стратегия. Риторика остаётся лишь риторикой, статистика — статистикой, теория — теорией. Что касается структурных реформ, для запуска которых нужны время, колоссальные бюджетные ассигнования, смена недееспособных лиц, чёткий и жёсткий антикоррупционный план, и главное, политическая воля высшего руководства страны, то их как не было, так и нет. Майские указы — это лишь свод технических поручений, рутинная каждодневная работа, а не системная перестройка.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Хроническая болезнь

Родовые черты отечественной бедности, её корни и первопричины никуда не исчезли. Сегодня огромная масса россиян обделена качественным жильём, эти люди не в силах оплатить обучение и медицинскую помощь, отдохнуть так, как им хотелось бы, провести за свой счёт капитальный ремонт, начать собственный бизнес. В России по-прежнему исключительно остро стоит проблема с дисбалансом в доходах богатых и бедных граждан: как выяснили эксперты Credit Suisse, 10% самых состоятельных граждан владеют 90% совокупного благосостояния. Для сравнения: в Китае в руках 10% самых обеспеченных жителей сосредоточено 70% богатства.

При анализе уровня бедности выделяют две её разновидности: бедность по доходам (зарплате) и бедность по возможностям. Обычно за основу берут первый вариант, однако по второму показателю ситуация в России гораздо хуже. Ещё одним отличием бедности в РФ и развитых странах является преобладание хронического типа малообеспеченности, тогда как на Западе она чаще носит ситуационный характер.

Сергей Смирнов, доктор экономических наук:

Думаю, госпожа Голикова плывёт в русле майского указа президента, где обозначена задача сокращения бедности в два раза. Как лицо официальное, она не может позволить себе никаких вольных трактовок. Важно понять, какие правительственные меры повлияли на показатель, ведь до президентских выборов произошла индексация заработной платы работникам науки, медицинских учреждений. Во-вторых, не была пересмотрена величина прожиточного минимума, она осталась прежней. Кроме того, государство проиндексировало пенсии неработающим пенсионерам. Всё это повлияло на доходы домохозяйств в целом и могло отразиться на показателе бедности. Однако цифра 1,1 млн меня некоторым образом удивляет. Она немного не согласуется с тем, как население реагирует на предлагаемое повышение пенсионного возраста. О многом говорит и тот факт, что два кандидата от «Единой России» не прошли в губернаторы. Если бы бедность действительно резко сокращалась, тогда люди могли бы сказать, условно: «Cпасибо партии родной!». Население пока этого в целом не видит. Думаю, здесь есть какие-то статистические нюансы, хотя методика вроде не менялась: тупо в лоб делятся доходы на прожиточный минимум по разным категориям.