Медвежонок Паддингтон победил министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского. Премьера фильма «Приключения Паддингтона 2» должна была состояться 18 января, Министерство культуры отодвинуло её на 1 февраля — предположительно, для того, чтобы убрать коммерческих конкурентов отечественным фильмам «Движение вверх» и «Скиф». Ассоциация владельцев кинотеатров подняла шум, обратилась к премьер-министру, а во Владивостоке сеть кинотеатров «Иллюзион» и вовсе проигнорировала решение министерства и оставила медвежонка в расписании на 18 января. Заодно вскрылась важная бюрократическая несостыковка. Министерство культуры вносило дату проката и номер прокатного удостоверения в свой электронный реестр, затем всё это появлялось в электронной государственной системе учёта кинобилетов. Но бумажное прокатное удостоверение — единственный «настоящий» документ — Министерство выдавало много позже, иногда прямо перед прокатом. Это и подвело медвежонка Паддингтона. В электронной государственной системе учёта кинобилетов значилось, что прокат назначен на 18 января, но бумажного удостоверения у прокатчика не было.

После того как скандал стал по-настоящему громким, министр культуры ещё раз доказал, что он человек гибкий и эффективный. Прокат «Приключений Паддингтона 2» был назначен на 20 января, до выдачи прокатного удостоверения министерство станет предоставлять предварительное письменное подтверждение даты выхода фильма.

Министерство культуры РФФото: ТАСС/Сергей ФадеичевМинистерство культуры РФ

Скандал потушен, все остались довольны. Но остался и вопрос — так ли уж неправо было лоббировавшее интересы отечественных фильмов Министерство культуры? Адресованное премьеру Дмитрию Медведеву письмо режиссёров и продюсеров, поддержавших политику Минкульта в отношении отечественного кино, возможно, было организовано самим министерством — в конце концов, Владимир Мединский пришёл в политику из пиара. Но такие разные люди, как Владимир Бортко, Карен Шахназаров, Евгений Миронов и Алексей Герман-младший, подписывали его по собственной воле и в соответствии со своими убеждениями. Они считают, что российское кино нуждается в защите — такого же мнения о своём национальном кинематографе придерживаются, к примеру, во Франции, где он защищён многочисленными протекционистскими мерами.

Другое дело, что такие вещи хорошо делать по раз и навсегда установленным правилам, а не путём импровизаций, заставляющих думать, что Министерство культуры лоббирует чьи-то частные интересы. В данном случае — интересы снявшей «Движение вверх» студии ТРИТЭ Никиты Михалкова.

Принцип «своим всё, остальным по закону» очень плох. Куда лучше, когда по закону получают все — и плохие, и хорошие, и те, кто симпатичен министерству, и те, кто ему не нравится. В случае с медвежонком Паддингтоном министр культуры нашёл красивый выход из некрасивой ситуации, но гарантий того, что нечто подобное не случится в любой другой подведомственной его ведомству области, нет.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале