Медвежонок Паддингтон победил министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского. Премьера фильма «Приключения Паддингтона 2» должна была состояться 18 января, Министерство культуры отодвинуло её на 1 февраля — предположительно, для того, чтобы убрать коммерческих конкурентов отечественным фильмам «Движение вверх» и «Скиф». Ассоциация владельцев кинотеатров подняла шум, обратилась к премьер-министру, а во Владивостоке сеть кинотеатров «Иллюзион» и вовсе проигнорировала решение министерства и оставила медвежонка в расписании на 18 января. Заодно вскрылась важная бюрократическая несостыковка. Министерство культуры вносило дату проката и номер прокатного удостоверения в свой электронный реестр, затем всё это появлялось в электронной государственной системе учёта кинобилетов. Но бумажное прокатное удостоверение — единственный «настоящий» документ — Министерство выдавало много позже, иногда прямо перед прокатом. Это и подвело медвежонка Паддингтона. В электронной государственной системе учёта кинобилетов значилось, что прокат назначен на 18 января, но бумажного удостоверения у прокатчика не было.
После того как скандал стал по-настоящему громким, министр культуры ещё раз доказал, что он человек гибкий и эффективный. Прокат «Приключений Паддингтона 2» был назначен на 20 января, до выдачи прокатного удостоверения министерство станет предоставлять предварительное письменное подтверждение даты выхода фильма.
Министерство культуры РФ
Скандал потушен, все остались довольны. Но остался и вопрос — так ли уж неправо было лоббировавшее интересы отечественных фильмов Министерство культуры? Адресованное премьеру Дмитрию Медведеву письмо режиссёров и продюсеров, поддержавших политику Минкульта в отношении отечественного кино, возможно, было организовано самим министерством — в конце концов, Владимир Мединский пришёл в политику из пиара. Но такие разные люди, как Владимир Бортко, Карен Шахназаров, Евгений Миронов и Алексей Герман-младший, подписывали его по собственной воле и в соответствии со своими убеждениями. Они считают, что российское кино нуждается в защите — такого же мнения о своём национальном кинематографе придерживаются, к примеру, во Франции, где он защищён многочисленными протекционистскими мерами.
Другое дело, что такие вещи хорошо делать по раз и навсегда установленным правилам, а не путём импровизаций, заставляющих думать, что Министерство культуры лоббирует чьи-то частные интересы. В данном случае — интересы снявшей «Движение вверх» студии ТРИТЭ Никиты Михалкова.
Принцип «своим всё, остальным по закону» очень плох. Куда лучше, когда по закону получают все — и плохие, и хорошие, и те, кто симпатичен министерству, и те, кто ему не нравится. В случае с медвежонком Паддингтоном министр культуры нашёл красивый выход из некрасивой ситуации, но гарантий того, что нечто подобное не случится в любой другой подведомственной его ведомству области, нет.