20 ноября 2022 в 09:38

Горы возможностей и море проблем

Михаил Мишустин и Ильхам Алиев Михаил Мишустин и Ильхам Алиев Фото: president.az

Визит в Баку премьер-министра России Михаил Мишустина, за которым на следующей неделе последует визит Владимира Путина в Ереван, подтверждают растущее значение Южного Кавказа как одного из главных приоритетов в политике Москвы на постсоветском пространстве и большой Евразии.

После того как накануне операции на Украине Москва и Баку подписали декларацию о союзническом взаимодействии, в стратегически важном регионе на перекрестке Европы и Азии союзников у России появилось уже два — Армения и Азербайджан.

В связи с этим задачей сегодняшнего дня для Москвы становится максимальное раскрытие потенциала отношений с каждой страной и при этом купирование многочисленных рисков.

После второй карабахской войны два соседних государства — региональные союзники России — находятся хоть и не на ножах, но говорят друг с другом сквозь зубы, порой прибегая к оружию. При этом говорить друг с другом напрямую у союзников Москвы не выходит — они никак не могут обойтись без внешних посредников.

После подписания два года назад — в ночь с 9 на 10 ноября 2020 года — трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении, задуманного как дорожная карта урегулирования на Южном Кавказе, таким единственным внешним посредником между сторонами армяно-азербайджанского конфликта позиционировала себя Москва.

Однако спустя два года ситуация заметно изменилась — на подножку экспресса урегулирования на Южном Кавказе, который то набирает темп, то делает вынужденные остановки, отчаянно пытаются вскочить западные посредники — США и ЕС.

Особый интерес к тому, чтобы потеснить Москву, испытывает Париж, в действиях которого сквозит даже какой-то внешнеполитический азарт — стремление доказать, что находящейся под западными санкциями Москве в региональном урегулировании вообще-то делать нечего.

Подтверждением того, что в этой ситуации Москва не намерена никому уступать свое лидерство и смотрит на Южный Кавказ как на «горы возможностей», зовущие в поход не только дипломатов, но и бизнесменов, и стал визит в Баку Михаила Мишустина, принявшего участие в работе XI Азербайджано-Российского межрегионального форума.

Михаил Мишустин и Ильхам Алиев Михаил Мишустин и Ильхам Алиев Фото: president.az

Для Михаила Мишустина это был первый за время операции на Украине зарубежный визит за пределы Евразийского экономического союза. Как заявил на форуме глава Минэкономики РФ Максим Решетников, товарооборот России с Азербайджаном за счет переориентации экспорта и импорта, неизбежной в условиях санкций и разрыва логистических цепочек, в ближайшие годы может удвоиться. По словам Решетникова, для этого нужно будет перейти от «традиционного торгового сотрудничества к выстраиванию всеобъемлющего совместного экономического пространства».

Со своей стороны Михаил Мишустин указал на то, что в условиях западных санкций, которые пытаются разрушить устоявшуюся архитектуру многосторонней торговой системы, необходимо «искать новые форматы кооперации».

Участники форума отмечали, что российский бизнес уже запустил в Азербайджане сборочные производства грузовых автомобилей, сельхозтехники, кроме того, прорабатываются кооперационные проекты в сфере судостроения. Однако для торговли, производства и инвестиций необходима независимая от третьих стран финансовая инфраструктура, в первую очередь рост доли расчетов в национальных валютах, а также использование альтернативных западных платежных систем.

О том, что системный кризис в отношениях России и Запада создает новые возможности для многостороннего регионального сотрудничества в рамках российского разворота на Восток, говорили и проводившие свой мозговой штурм в «Президент-отеле» в Москве в день визита Михаила Мишустина в Баку члены Российско-азербайджанского экспертного совета (РАЭС).

Однако фоном для второго в истории созданного в прошлом году заседания РАЭС стала нарастающая геополитическая турбулентность в регионе и наметившаяся к концу года деградация процесса армяно-азербайджанского урегулирования.

Свидетельством даже не ползучей, а встающей в полный рост экспансии Запада стало принятие на этой неделе сенатом Франции резолюции, предлагающей правительству страны признать несуществующее для Азербайджана (и не признанное самой Арменией) самопровозглашенное образование в Карабахе.

Резолюция также предлагает правительству Франции в сотрудничестве с европейскими партнерами предусмотреть, как говорится в документе, «в качестве наказания за агрессию Азербайджана дипломатические и экономические меры, в том числе применение санкций, которые будут нацелены на активы властей Азербайджана».

Между тем Баку настаивает на том, что после второй карабахской войны сам термин «Нагорный Карабах», используемый и многими российскими СМИ, стал анахронизмом. Поскольку то, что называли Нагорным Карабахом, является Карабахским регионом — неотъемлемой частью Азербайджана.

Отдельные выступления в российских СМИ, в которых в Баку усматривают проармянскую позицию, порой вызывают в лагере союзника Москвы резко негативную реакцию.

Напряженная интрига складывается и вокруг миссии отказавшегося от российского гражданства, переехавшего в Карабах и возглавившего местных армян известного бизнесмена Рубена Варданяна. «Нам надо всем понимать, что, когда мы говорим про судьбу Арцаха (армянское наименование Карабаха. — NEWS.ru), надо опираться на мнение и решение арцахского народа», — заявил Рубен Варданян. Однако Азербайджан настаивает на том, что нет никакого «арцахского народа», а есть армянское население карабахского региона, обеспечение безопасности которого — внутреннее дело Азербайджана, как того требует конституция страны.

Порыв Рубена Варданяна, связанный с его переездом в Карабах, в Баку явно не оценили и, мягко говоря, не испытывают по поводу его инициативы никакого энтузиазма. Чем закончится эта запутанная история — неизвестно.

В свою очередь, Никол Пашинян и многие в Армении, суд по всему, разочарованы или имеют обиду на Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Накануне недавней встречи лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи объяснять Николу Пашиняну, почему ОДКБ не может прийти на помощь Еревану, взялся президент Белоруссии Александр Лукашенко.

«Вы потребовали от нас определиться с нашей позицией? Вы что, не знаете нашу позицию?!» — восклицал Александр Лукашенко. «Второй вопрос: дайте „дорожную карту“ по восстановлению территориальной целостности Армении! Какую „дорожную карту“?! Я вам на это сразу отвечаю: сядьте с Ильхамом Алиевым, если надо, попросите президента России и примите решение! Не примете сегодня — будет же хуже. Ставить так вопрос — с одной стороны — ОДКБ, а с другой стороны — Азербайджан — нельзя! Это неправильно!», — продолжал белорусский лидер. А вот его главный посыл, сформулированный с его, чисто лукашенковской прямотой: «Сядьте вы вдвоем и договоритесь! И пусть Россия освятит этот договор! Но вы же не хотите! Какая-то, понимаете, здесь идет игра! Этой игры быть не может, потому что решается вопрос войны и мира!»

Что же в итоге?

«Горы возможностей», которые предоставляет для сотрудничества Южный Кавказ, оказались окружены «морем проблем», способных создать экзистенциальные риски трехсторонним договоренностям ноября 2020 года и стратегическим российским интересам на Южном Кавказе.

Сергей Строкань
С. Строкань