Эрдоган бросает армию на защиту «Турецкого потока»
Созданию газопровода EastMed Анкара даёт военный ответ

Спор вокруг газовых месторождений вблизи берегов Кипра, как кажется, рискует вконец лишить остров шансов на мирное урегулирование. Никосия обратилась в ООН с предупреждением: действия Турции торпедируют весь переговорный процесс. Анкара не только отправила буровое судно «Фатих» в то место, которое Кипр считает своей исключительной экономической зоной, но и объявила о проведении крупнейших в истории страны военных учений «Морской волк — 2019» (Denizkurdu 2019), которые будут проходить до 25 мая в том числе в Восточном Средиземноморье.
Официальный представитель правительства Кипра Продромос Продрому сообщил, что власти страны направили в ООН предупреждение, согласно которому любые действия Турции в спорных морских районах мешают мирным переговорам по поводу воссоединения частей острова. Напряжённость в Восточном Средиземноморье между Кипром и Турцией усилилась в начале этого месяца, после того как Турция направила буровое судно «Фатих» для разведки природного газа в прибрежном районе — неподалёку от кипрского побережья. Бурение началось именно в том месте, которое Никосия считает своей исключительной экономической зоной. Министр энергетики Кипра Йоргос Лаккотрипис рассказал накануне, выступая в Лондоне, что буровое судно в настоящее время активно в 37 морских милях от западного побережья Кипра и в 83 морских милях от южного берега Турции.

Впрочем, бурение — не единственное, на что готовы пойти турецкие власти. Накануне республика объявила о масштабнейших в истории страны военно-морских учениях «Морской волк — 2019». Они ведутся в акваториях нескольких морей — Чёрного, Эгейского и Средиземного. По официальным данным, к манёврам присоединились 131 корабль, 57 самолётов и 33 вертолёта. Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар заявил, что «Морской волк» ещё раз наглядно покажет, что армия республики может побороться за свои интересы.
Эти учения будут находиться в центре внимания не только турецкого общества, но и зарубежных стран. Дружественные страны выражают поддержку Турции. Цель учений — защитить права и интересы Турции как на суше, так и на море, — отметил военачальник.
Однако, как считается, «Морской волк» стал ответом, главным образом, на спор вокруг месторождений вблизи кипрских берегов.
Месторождение «Афродита», к которому и отправился турецкий корабль «Фатих», было открыто в 2011 году консорциумом во главе с Noble Energy. Власти Кипра посчитали, что вопрос с принадлежностью участка, запасы которого предварительно оцениваются в 140 млрд куб. м, — дело решённое, и лицензировали несколько иностранных компаний на разработку. Никосия вместе с властями Греции и Израиля задумала создать средиземноморский подводный магистральный газопровод EastMed. Его приблизительная протяжённость должна составить около 2 тыс. км. Нитка свяжет Кипр, Грецию и Израиль с Италией и другими странами ЕС. Инвестиции в создание газопровода оцениваются в 6 млрд евро. Однако занимательно то, что проект получил прямую поддержку не только ЕС, но и США.

По-видимому, Америка рассматривает EastMed как способ избавить Европу от «пристрастия» к российскому газу и диверсифицировать её каналы поставок. Это означает возможный удар по совместному российско-турецкому проекту «Турецкий поток», который также рассчитан на страны ЕС. В Анкаре это прекрасно чувствуют и понимают. Присоединение к проекту EastMed Израиля, у берегов которого десятилетие назад было обнаружено газовое месторождение «Левиафан» (его богатство оценивают в 450 млрд куб. м газа), только позволяет в разы увеличить предложение.
Не случайно весной этого года госсекретарь Майкл Помпео присоединился к встрече лидеров Кипра, Греции и Израиля, выразив одобрение их экономического проекта. Для того чтобы подкрепить свои далеко идущие намерения, США могут пойти на существенное сближение с Кипром. Сенаторы Боб Менендес (Демократическая партия) и Марко Рубио (Республиканская партия) уже представили весной этого года инициативу, которая в случае принятия снимет эмбарго на поставки вооружений Кипру. Рестрикции были применены в 1987 году в целях стимулировать процесс кипрского урегулирования.
И, по-видимому, нет никаких гарантий, что США не рассматривают отношения с Кипром как замену американо-турецким отношениям.