В России на фоне снижения продаж новых автомобилей все чаще закрываются дилерские центры, которые работают с китайскими марками. Это происходит, несмотря на то, что «китайцы» уже не пугают российских покупателей, а машины из КНР контролируют практически весь рынок моделей дороже 2 млн рублей. Какие автомобили из Поднебесной покупают чаще всего и к чему может привести отказ дилеров работать с брендами — в материале NEWS.ru.
На сколько сократился автомобильный рынок в России в 2025 году
По итогам первого квартала 2025 года российский авторынок сократился на 25,3%. Однако если в январе и феврале авторынок еще держался на уровне 2024-го, то в марте было зафиксировано резкое снижение интереса покупателей к новым машинам — минус 45,5% по сравнению с прошлым годом.
Всего за первый квартал 2025-го было продано 246,9 тысячи новых машин, причем часть из них — автомобили 2023 года выпуска. По данным агентства «Автостат», на их долю пришлось 4,7% (11,7 тысячи штук), а больше всего «позапрошлогодних» моделей было у марок ORA (99,2%), MG (88,1%), Jetta (85,3%), Livan (77,8%) и FAW (64,5%).
Эксперты назвали две главные причины падения интереса покупателей к новым автомобилям. По словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, на снижение продаж во многом влияет высокая ключевая ставка Центробанка, из-за которой автомобильные кредиты очень дорогие.
Вторая причина — высокие цены на машины, которые дорожали все последние годы. Например, в 2020-м цена выросла на 7%, в 2021 году — на 18%, в 2022-м — на 20%, в 2023 году — на 24%. Наверняка машины подорожают по итогам 2025-го, так как в январе в очередной раз был увеличен утилизационный сбор. По данным «Автостата», в прошлом году средневзвешенная цена автомобилей в России составила 3,12 млн рублей.

Самые популярные автомобили по итогам первого квартала 2025 года (данные «Автостата»)
1. Lada Granta — 31 636 шт.
2. Lada Vesta — 23 357 шт.
3. Haval Jolion — 11 875 шт.
4. Chery Tiggo 7 Pro Max — 11 072 шт.
5. Lada Niva Travel — 8644 шт.
6. Lada Niva Legend — 7362 шт.
7. Chery Tiggo 4 Pro — 6807 шт.
8. Geely Monjaro — 6216 шт.
9. Lada Largus — 6139 шт.
10. Haval M6 — 6111 шт.

Сколько автосалонов закрылось в России
Согласно результатам исследования «Газпромбанка Автолизинг» и «АвтоБизнесРевю», в начале 2025 года в России закрылись 274 дилерских центра. Это больше, чем за весь период 2023-го (187), и в три раза больше, чем за первый квартал 2024 года. Лидерами по потерям дилеров стали такие марки, как Bestune, Kaiyi и DFM.
Однако пока не стоит говорить о том, что на авторынке происходит катастрофа. По словам директора департамента продаж «Газпромбанка Автолизинг» Николая Фомина, в России работают почти 4,1 тысячи дилерских центров, поэтому покупатель сможет приобрести автомобиль.
Тем не менее в 2025 году наблюдается тренд на охлаждение интереса бизнеса к работе с марками из КНР.
«В отличие от прежних двух лет в первом квартале 2025-го китайские сети стали активно терять инвесторов и меньше привлекать новых. Из 274 закрытий по рынку 213 пришлись на салоны „китайцев“. За первый квартал 2025 года состоялось 124 открытия салонов брендов из Поднебесной. Это вдвое меньше, чем за тот же период 2024-го. На все китайские марки теперь приходится 2696 салонов — на 87 меньше, чем в начале года. Если тренд сохранится в течение одного-двух кварталов, то по итогам 2025-го будет поставлен рекорд по количеству закрытых китайских шоурумов», — пояснил Фомин.
Топ-5 марок по числу закрытых шоурумов по итогам первого квартала 2025 года
1. Bestune — 26.
2. Kaiyi — 20.
3. DFM — 16.
4. BAIC — 15.
5. Geely — 12.

Почему в России закрываются автосалоны
До 2022 года автомобильные марки из Китая занимали в России совсем небольшую долю рынка. Однако сейчас они контролируют почти 60%. В нашей стране продаются машины более 50 брендов из КНР. Но существенные продажи показывают только марки, которые входят в большую «китайскую четверку». Это концерны Chery, GWM (Haval), Geely и Changan. Остальные бренды продают совсем немного автомобилей.
О том, что китайские марки «второго эшелона» скоро начнут уходить из России, эксперты говорили еще в 2024 году.
«Компания продала 585 автомобилей за полгода. Сколько она продаст за следующие полгода? Чуть больше — 600 автомобилей. Это одному дилерскому центру только на существование», — говорил Подщеколдин в 2024 году.
По его словам, если дилер продает в месяц всего две-тре машины, то у автосалона «экономика не сойдется».
В 2025 году на фоне снижения авторынка проблема с китайскими компаниями, которые реализуют мало автомобилей и не ведут активную маркетинговую кампанию в РФ, стала еще острее.
«Десятки китайских марок собираются не в России, а ввозятся из КНР. У нас невысокий спрос на них. Если компания не может содержать сеть сервисных центров в РФ и быстро по гарантии предоставлять запчасти и ремонт, то мало кто ей доверяет. В 2025 году мы увидим, что китайских брендов станет еще меньше», — отметил Подщеколдин.

Где обслуживать автомобиль в случае закрытия автосалона
Главная проблема закрытия автосалонов состоит в том, что покупатели могут остаться без поддержки продавца, особенно если в регионе работает только один дилер. «Завтра клиент приходит и говорит — хочу обслужить. А дверь закрыта», — пояснил Подщеколдин.
Если компания официально присутствует в России, то в этом случае можно приехать к другому дилеру. Если шоурум одной марки закрылся, то это еще не означает, что в этом месте прекращается продажа автомобилей.
«Автомобильный бизнес — это не тот бизнес, где можно собрать вещи и просто уйти. Шоурумы, сервисные зоны, склады, место для хранения машин. Непросто пристроить эти площади для другого бизнеса. Поэтому очень часто после того как закрывается автосалон одного бренда, на этом месте открывается шоурум другой марки», — пояснил NEWS.ru автомобильный эксперт Дмитрий Гайдукевич.
Если смотреть на статистику открытия новых автосалонов, можно выделить две марки, которые были в 2025 году наиболее активны. Это корейская компания КGM, которая открыла 24 автосалона в 2025 году, и китайский бренд Avatr (21 шоурум). KGM ранее был известен в РФ как SsangYong, а молодая марка Avatr, специализирующаяся на выпуске премиальных электромобилей и гибридов, является частью компании Changan. Этот бренд тоже расширяется — в 2025 году было открыто девять новых автосалонов.
Топ-5 марок по числу открытых шоурумов по итогам первого квартала 2025 года
1. КGM — 24.
2. Avatr — 21.
3. Changan — 9.
4. Belgee — 9.
5. Jaecoo — 7.
Читайте также:
Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»
Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей
Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»
«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м