Официальный визит президента России Владимира Путина в Монголию вызвал негодование в Европейском союзе и на Украине. Восточноазиатская республика является членом Международного уголовного суда, однако ее руководство отказалось арестовывать российского лидера, против которого действует ордер МУС. В Киеве пригрозили Улан-Батору последствиями за несоблюдение Римского статута. Как решение монгольских властей принять Путина повлияет на Международный уголовный суд и мировую политику — в материале NEWS.ru.
Как Европа и Украина отреагировали на визит Путина в Монголию
Накануне начался визит Владимира Путина в Монголию, приуроченный к 85-й годовщине победы советской и монгольской армий над японскими солдатами у реки Халхин-Гол осенью 1939 года.
В Евросоюзе выразили обеспокоенность в связи с поездкой российского лидера, поскольку в 2002 году Улан-Батор ратифицировал Римский статут и стал членом МУС. В прошлом году суд выдал ордер на арест Путина «за военные преступления».
«Монголия, как и другие страны, имеет право развивать свои международные связи в соответствии со своими интересами. Тем не менее существует ордер на арест президента РФ», — заявила официальный представитель европейской внешнеполитической службы Набиля Массрали.
По ее словам, это накладывает на Монголию «определенные юридические обязательства».
Ранее в украинском МИД сообщили, что Улан-Батор признает юрисдикцию Международного уголовного суда.
«Путин и остальное военно-политическое руководство РФ должны предстать перед правосудием. <...> Призываем монгольские власти выполнить обязательный международный ордер на «арест», — заявили в ведомстве.
Между тем ранее власти азиатской республики заверили Москву в том, что не будут выполнять ордер МУС на арест Путина. Позднее эту информацию подтвердил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявивший, что угрозы задержания российского лидера в во время визита в Монголию нет на повестке дня.
В Киеве гораздо резче, чем в Брюсселе отреагировали на отказ Улан-Батора выполнять ордер МУС.
Официальный представитель МИД Украины Георгий Тихий назвал визит Путина в Монголию «тяжелым ударом по МУС и международному уголовному праву». Он пригрозил последствиями монголам, «помогающим российскому лидеру избежать правосудия».
«Мы будем работать с партнерами над тем, чтобы это имело последствия для Улан-Батора», — подчеркнул представитель МИД. Между тем Киев ратифицировала Римский статут только в конце августа.
Как на возмущение ЕС и Украины ответили в Москве
Пока что единственным следствием решения Улан-Батора не арестовывать лидера РФ стал удар по репутации Международного уголовного суда.
«Монголы послали МУС и евродегенератов в известном еще с XIII века российско-монгольском направлении. Я бы на месте судей и прокуроров этого недоделанного „суда“ больше всего боялся того, что кто-то из безумцев попытается исполнить их незаконный ордер. В таком случае их жизнь будет стоить не дороже этой говенной бумажки», — заявил зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
По мнению политолога Сергея Маркова, ударом по репутации МУС стала сама выдача ордера на арест Путина в марте 2023 года.
«Ордер был выдан прокурором МУС Каримом Ахмад Ханом за досрочное освобождение из британской тюрьмы его брата Имрана Насира, обвиненного в педофилии. Этот ордер, это преступление — часть сговора с британскими спецслужбами», — рассказал он NEWS.ru.
МУС придрался к тому, что «Путин способствовал переселению нескольких десятков тысяч детей из фронтовой зоны на Украине в безопасное место», — высказал мнение политолог.
«По сути президент России не позволил криминальным элементам вывезти в Европу тысячи детей Донбасса для сексуальной эксплуатации», — подчеркнул Марков.
Какие могут быть последствия для Монголии за отказ от исполнения ордера МУС
Если исходить из норм международного права, то Монголия в лице ее руководства «абсолютно правомерно и более того, соблюдая нормы международного права», организовала официальный визит президента России на высоком уровне, заявил в беседе с NEWS.ru профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.
«Действия МУС — грубейшее нарушение норм международного права. Международных организаций огромное множество, но среди них ключевой является ООН. Во второй статье ее устава предусматриваются общепризнанные принципы международного права. Это фундамент, на котором она основана. По этой причине не стоит реагировать на заявления Украины по вопросам МУС о последствиях для Монголии», — сказал правовед.
Тем временем профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, эксперт клуба «Валдай» Станислав Ткаченко выразил сомнение в том, что Улан-Батору что-либо грозит в рамках МУС.
«Если ограничения будут касаться конкретно статуса Монголии в Международном уголовном суде, то это просто смешно. Если ее удалят из этого органа, то тем самым подорвут свое положение. Демарш против Монголии в рамках какого-либо международного органа, например ООН, более вероятен. Тем не менее его реализация зависит не от Украины, которая угрожала Улан-Батору некими последствиями. Стоит также помнить, что США не входят в МУС, этот суд — проевропейская структура. Захочет ли Евросоюз ссориться с Монголией ради Украины — вопрос открытый», — пояснил он NEWS.ru.
По той же причине, добавил Сергей Марков в беседе с NEWS.ru, не стоит ждать и выдачи ордера на арест президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха со стороны МУС.
«Ни к одному члену российской или монгольской делегации не может быть предъявлено никаких юридических претензий. Западные СМИ начали искусственно раскручивать слухи о якобы аресте Путина лишь с целью облить его грязью. Ни один западный дипломат, серьезный эксперт или журналист не предполагает, что президент России может быть взят под стражу», — подчеркнул эксперт.
По мнению Ткаченко, отдельные участники МУС или ЕС в целом могут принять санкции против Монголии. Однако вероятность такого сценария мала, сказал он.
«Если страны в частном порядке будут вводить ограничительные меры в отношении Монголии за несоблюдение ордера МУС — это прецедент. Аналогичных случаев санкций пока не было. Ведь не все государства сейчас соблюдают нормы международного права. Неисполнение ордера Международного уголовного суда в отношении лица явно неприкосновенного — это не великий грех», — отметил страновед.
Какие будут последствия для МУС и глобальной политики
Ткаченко заявил, что «вся эта история закончится после заявления МИД Украины». По словам эксперта, монгольский демарш будет иметь далеко идущие последствия как для самого МУС, так и для системы международного права в целом.
«В разных странах в конечном итоге станет практикой неисполнение решений этого суда, по крайней мере в отношении высших государственных лиц. Это не будет точкой перелома, МУС не потеряет смысл полностью и продолжит существовать какое-то время. Скорее всего, этот орган перестанет быть столь активным», — пояснил эксперт.
Тем не менее прецедент в Монголии обозначил «конец эпохи однополярности» в мировой политике, отметил он.
«Ранее международное право ставили выше, чем национальное право суверенных государств. Больше не будет случаев, произошедших в Руанде, Боснии и Герцеговине или Косово, когда исход конфликта решали, по сути, международные органы и наиболее влиятельные страны», — добавил Ткаченко.
Лабин заявил NEWS.ru, что выдача ордера против Путина имеет определенные правовые последствия для МУС.
«Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении круга лиц, причастных к этим противозаконным действиям. Данная информация была передана в Интерпол. Полагаю, в этой ситуации больше нужно опасаться именно этим лицам, которые неправомерно, без учета требований и норм международного права так поступили», — сказал юрист.
Он подчеркнул что нормы дипломатического права устанавливают абсолютный иммунитет глав государств, то «есть они не подсудны, какие бы суды что бы ни заключали».
Читайте также
«Жизнь не дороже говённой бумажки»: Медведев о визите Путина в Монголию
Политолог объяснил, зачем России дружба с пустынной Монголией
«Существует ордер на арест»: ЕС обратился к Монголии из-за визита Путина