Предстоящее развёртывание в Японии наземных комплексов противоракетной обороны (ПРО) американского производства Aegis Ashore носит чисто оборонительный характер и не несёт угрозы России и сопредельным странам. Об этом 20 декабря заявили в японском МИДе в ответ на просьбу прокомментировать озабоченность, которая высказывается в РФ и Китае по поводу размещения в регионе этих вооружений.
Накануне, 19 декабря, правительство Японии приняло окончательное решение о размещении на севере и юго-западе главного острова страны Хонсю ориентировочно в 2023 году двух американских комплексов ПРО Aegis Ashore. Они, как предполагается, должны обеспечить безопасность страны от ударов баллистических и, возможно, крылатых ракет. Эти установки будут закуплены в США и обойдутся примерно в 100 млрд иен (около $889 млн) каждая.
Защита и нападение
Представитель МИД КНР во вторник, 19 декабря, выразил озабоченность в связи с таким шагом Токио, который, по его словам, может отразиться на всеобщей безопасности и межгосударственном доверии. Россия также неоднократно высказывала обеспокоенность в связи с планами развёртывания Aegis Ashore.
В частности, ещё в середине апреля 2015 года замсекретаря Совета безопасности России Евгений Лукьянов заявил, что Россия обеспокоена планами США развернуть в Южной Корее и Японии комплексы ПРО, которые фактически будут вынесены в другой театр военных действий. Он подчеркнул, что в рамках имеющихся планов развития ПРО США пусковые установки (ПУ) наземных комплексов Aegis Ashore — сухопутных версий морской интегрированной боевой системы Aegis — разворачиваются в Румынии и Польше якобы для защиты от перспективных иранских баллистических ракет, а также в Южной Корее и Японии — для защиты от ракет КНДР. Лукьянов отметил, что с указанных американских ПУ можно запускать не только оборонительные противоракеты, но и ударные крылатые, снаряжённые ядерным зарядом, что несёт дополнительную опасность.
Кроме того, российский МИД выражал мнение о том, что противоракеты SM-3 Block IIА, которые могут быть в перспективе установлены на Aegis Ashore, будут иметь ограниченный потенциал перехвата российских МБР и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Не говоря уже о более совершенных SM-3 Block IIB, которые могут появиться к середине 2020-х годов.
Помешали дыни
База ПРО Aegis Ashore — наземная версия флотской системы, которая включает в себя РЛС SPY-1D(V) и вертикальную ПУ Mk. 41 на 24 ячейки. В Румынии планируется развернуть перехватчики SM-3 IB, а в Польше — более совершенные SM-3 IIA. В рамках четвёртой фазы ЕПАП планировалось заменить ракеты в Польше на ещё более продвинутую версию SM-3 IIB, однако США от этого пока отказались.
Позиционные районы Aegis Ashore станут третьим рубежом обороны Японии. Первый — установленные на эсминцах типа «Конго» оригинальные комплексы Aegis, вооружённые ракетами-перехватчиками SM-3. Они предназначены для поражения баллистических ракет на заатмосферных высотах. Второй рубеж — ракеты PAC-3 ЗРК Patriot наземного базирования, предназначенные для поражения ракет уже после их возвращения в атмосферу Земли.
Ранее представители Минобороны Японии рассматривали также вариант размещения мобильной системы ПРО THAAD, но он потребовал бы больших материальных затрат: чтобы закрыть всю Японию от Окинавы до Хоккайдо, понадобилось бы шесть установок. В случае с Aegis Ashore ограничиться можно всего двумя.
Кроме того, развёртывание ЗРК THAAD происходит в Южной Корее, правда, с этим вышла довольно забавная история — район развёртывания комплексов изменился из-за протестов населения. Так, по мнению жителей уезда Сончжу, электромагнитное излучение радара ЗРК опасно для здоровья людей и губительно скажется на урожае дынь, которыми славится этот сельскохозяйственный регион. В итоге корейцам и американцам пришлось разместить THAAD... на поле для гольфа, стоимость которого превышает $90 млн, что потребовало ещё и одобрения парламентом покупки площадки.
Впрочем, по мнению преподавателя Военного университета Министерства обороны, полковника ВВС в отставке Владимира Карякина, в случае со сменой места для развёртывания ЗРК THAAD в Южной Корее дело было вовсе не в дынях, а в банальной попытке лавирования. «С одной стороны, Южная Корея не хотела отказывать американцам и боялась Северной Кореи, с другой — Сеул категорически не хотел из-за этого ссориться ни с Китаем, ни с Россией, — отметил Карякин в интервью News.ru. — В итоге район развёртывания был изменён, а комплексы были несколько отодвинуты вглубь республики. В случае с Японией дело в возможной „двойной“ загрузке ракет, хотя это, в принципе, не отразится на нашем стратегическом потенциале, и также в локаторе РЛС — радар Aegis Ashore, так же как и THAAD, имеет возможность заглядывать вглубь китайской территории, и отчасти — российской в Приморском крае».
Что снижают и что сбивают?
Таким образом, размещение элементов ПРО вызовет большую обеспокоенность прежде всего Китая и, естественно, затронет Россию. Нет даже визуальных отличий пусковой установки Mk. 41, которая входит в наземный комплекс системы ПРО, а раз так, то ничего не мешает зарядить ячейки крылатыми ракетами. И хотя американцы говорят, что морская и наземная установки отличаются программным обеспечением и т.д., но ведь заменить его — тоже не проблема.
Однако и японская, и российская стороны правы по-своему. Дело наших дипломатов — предупреждать и указывать на риски, японского руководства — обеспечивать свою безопасность, укрепляя систему ПРО. Пугаться такого развёртывания не стоит — речь идёт об ограниченном количестве ракет, так же как в Румынии и Польше.
Кроме того, японцы всё-таки думают о своей безопасности, поскольку Aegis Ashore более совершенна — имеет больший радиус действия, чем THAAD. При этом на потенциал российского ядерного сдерживания это, по сути, никакого влияния не окажет. Скажем, если в Вилючинске ещё базируются стратегические подводные лодки Тихоокеанского флота, то соединений РВСН в дальневосточных регионах нет: самое близкое — в Иркутске. Да и ракет всего 24 на одной базе, если загрузить все ячейки ударными средствами. Скажем, эсминцы типа Arleigh Burke могут нести до 90 крылатых ракет, крейсеры типа Ticonderoga — до 122 КРМБ.
Что касается возможностей Aegis Ashore, то массированный ракетный удар они отразить не смогут, только локаторы систем способны далеко «видеть», но, в конце концов, нас из космоса также просматривают. А если наносится массированный удар, то какая разница, увидят ли они эти ракеты на несколько секунд раньше или позже? Поэтому если рассматривать эту систему с точки зрения задач противоракетной обороны, то она не должна вызывать какого-либо беспокойства у РФ. В то же время вряд ли эта мера вызовет реальное беспокойство в КНДР — северокорейцы, скорее всего, в своём военном планировании будут делать ставку на «перегрузку» ПРО Японии и Южной Кореи большим количеством ракет.