04 августа 2017 в 08:01

Рогозин и Додон сошлись на нейтралке

Инаугурация президента Ирана — хороший предлог для встречи российского премьера Дмитрия Рогозина и президента Молдавии Игоря Додона

Собственно, встреча могла бы состояться на несколько дней раньше, но случилась известная оказия с самолетом российской авиакомпании, который был завернут властями Румынии. Бухарест решил лишний раз продемонстрировать свою преданность идеалам антироссийских санкций и не пропустил через свое воздушное пространство лайнер с «фигурой из санкционного списка» на борту. А ведь Дмитрий Рогозин скромно летел обычным бизнес-классом в обществе более сотни не менее обычных пассажиров.

К слову, не дал «добро» на посадку этого самолета и Будапешт, продемонстрировав пределы самостоятельности тамошнего премьера Орбана. В результате удалось чудом дотянуть до Минска, гадая, насколько еще хватит керосина в баках. Естественно, эмоциональный Рогозин не сдержался и пообещал в твиттере «гадам» скорую ответку. Правда, пост вскоре был удален, но осадок у обеих сторон остался.

Держитесь гады, держитесь...

В отношениях Москвы и Кишинева — вернее молдавского либерального кабинета — началась эскалация напряжения. Рогозин не стал миндальничать и заявил, что этой бывшей советской республикой управляет откровенно мафиозный клан. Имелся ввиду тамошний всесильный олигарх Плахотнюк, серый кардинал всей молдавской властной вертикали.А вице-премьер России в ответ был официально объявлен персоной нон-грата. Согласитесь, редкий статус для фигур такого масштаба.

Впрочем, легко догадаться, что изначально дело было не только в Рогозине и празднованиях в Приднестровской республике, которые внесли в проевропейские круги в Молдавии дополнительный градус раздражения. Наш вице-премьер просто дал повод преподать очередной урок Додону и лишний раз продемонстрировать миру, кто в Кишиневе определяет внешнюю политику.

Да, в Молдавии президентские полномочия весьма ограничены. Но не за горами выборы в парламент. И те удары под столом, которыми обмениваются президент и правительство, — это своеобразная артподготовка к началу избирательной кампании. И одной из ставок в такой борьбе остаются добрые отношения с Россией. Места работы для сотен тысяч молдаван и надежного рынка для молдавских вин и фруктов.

Москва всем важна

Пока словесная инициатива по отстаиванию чисто молдавских интересов у нас, естественно, принадлежит Додону. Но, что характерно: после вспышки нынешнего конфликта одна из видных представительниц прозападного лобби выразила надежду, что нынешнее недоразумение не отразится на отношении к молдавским гастарбайтерам в нашей стране. Святая простота!

В последнее время Россия вновь приоткрыла свой рынок для плодов молдавской земли. И надо сказать, что сделала это авансом. Не в последнюю очередь в ответ на миролюбивую риторику нового президента, не обладающего, к сожалению, парламентским большинством. Тем более, что даже безвизовый режим с Европейским союзом, который молдаване получили раньше украинцев, ничем принципиально положение в стране не улучшил.

Понятно, что публично униженный на своей родине Додон во время встречи с Рогозиным постарается лишний раз продемонстрировать молдавской общественности, что инициатива развития выгодных связей с Россией принадлежит только ему. И что он для русских — привилегированный собеседник. И, видимо, в ответ Дмитрий Рогозин вежливо продемонстрирует, что и Россия предпочитает иметь дело с президентом Додоном. Но коренные вопросы двусторонних отношений так и останутся в подвешенном состоянии.

К слову, Додон ведь также сторонник широкой проевропейской интеграции, апеллируя к России в вопросах экономической выгоды. Недаром, его иногда сравнивают с Януковичем.

Михаил Щипанов
М. Щипанов