08 января 2018 в 10:06

Прогноз на 2018-й: непредсказуемость Вашингтона и изменение баланса сил

Известный политолог Сергей Марков анализирует, как события минувшего года повлияют на международную политику наступившего

Политолог Сергей Марков Политолог Сергей Марков Фото: ТАСС/пресс-служба Госдумы РФ/Анна Исакова/

2017 год был богатым на внешнеполитические события. Однако произошедшие события и наметившиеся тенденции в минувшем году продолжат оказывать влияние на международную повестку дня и в наступившем. Директор Института политических исследований Сергей Марков специально для News.ru подвёл итоги ушедшего 2017-го и на их основании сделал прогноз на 2018-й.

— Из главных событий 2017 года я выделил бы следующие. Во-первых, разгром ИГ и некая новая геополитическая реальность на Ближнем Востоке. Имеется в виду великолепная победа России и, кстати, международной коалиции во главе с США, которые взяли два крупнейших города — сирийскую Ракку и иракский Мосул.

Во-вторых, северокорейский кризис, который показал несовершенство современных международных инструментов. Институты не могут справиться с такой реальностью, и де-факто американцы просто искусственно накачивают этот конфликт, поскольку заинтересованы в милитаризации территорий вокруг Китая. Что касается несовершенства институтов, то приведу такой пример из одной своей беседы с японцами, когда я им сказал: «Вы хотя бы представляете, что безопасность Японии зависит во многом от того, найдутся ли три стервы в Америке, которые обвинят президента в сексуальных домогательствах 15–20 лет назад?» Ведь из-за этого может начаться процедура импичмента, и чтобы его не было, Дональд Трамп отдаст приказ атаковать КНДР, которая в ответ ударит по Японии...

Вот когда безопасность сотен тысяч жизней зависит от того, найдутся ли три стервы, которые обвинят кого-то в изнасиловании, — это свидетельство плохой работы международных институтов, а ведь институты, грубо говоря, — это защита от дурака при принятии важных решений.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Victoria Rovira

В-третьих, европейский кризис в Каталонии. Он общеевропейский, поскольку каталонскому примеру готовы последовать многие другие европейские регионы. Сейчас этот кризис удалось сдержать, но он будет раскручиваться и дальше, то есть внутри ЕС будет происходить постепенное дробление нынешних стран.

В-четвёртых, биткоин. Это в прямом смысле новое слово, раскрученная огромная финансовая пирамида, но ещё и технология криптовалюты. Политический смысл её в том, что в мире существует огромное количество свободных денег, которые находятся на руках у финансовых спекулянтов. То есть с одной стороны — это спекулятивная финансовая пирамида, с другой — биткоин с неизбежностью будет развиваться в мире и найдёт своё место в мировой финансовой системе.

Фото: Global Look Press

В-пятых, ситуация с беженцами в Европе — она стала значительно спокойнее после того, как под давлением населения элиты отказались от прежней политики.

В-шестых, европейским элитам также удалось остановить марш оппозиции. Выборы во Франции, Нидерландах, Австрии показали, что популистам не дают прийти к власти. Политики мейнстрима просто берут лозунги популистов, начинают их озвучивать, а получив власть, опять идут по прежнему пути. Но, во всяком случае, противоядие найдено и угрозы падения европейских режимов нет.

В-седьмых, поразила Америка. Трампу так и не дают стать настоящим президентом. Но в США в этом году родилась эпидемия сексуальных домогательств, на которую с изумлением смотрит весь мир. И там же, в США, сломали десятки и сотни памятников конфедератам. А ведь когда валят памятники — это свидетельство глубочайшей травмы внутри общества. Всё это говорит о том, что Америка продолжает идти по пути политического кризиса, при этом продолжает демонстрировать прекрасный экономический рост. В общем, усиление Америки в военном и экономическом плане при том, что её поведение становится всё непредсказуемее, — возможно, это главный результат международной политики 2017 года.

Также к числу важных изменений я бы добавил ещё бурное развитие технологий, которые в основном связаны с частным бизнесом, то есть находятся вне контроля государства. Результаты использования их практически непредсказуемы. Это рождает эйфорию у маленьких групп и одновременно — страх у населения, которое понимает, что технологии могут выйти из-под контроля человечества.

Учитывая вышесказанное, от 2018 года можно ожидать роста непредсказуемости США, дальнейшего сворачивания демократии в Европе и укрепления бюрократически-олигархической европейской модели.

Также можно ожидать дальнейшего роста непредсказуемых технологий и каких-то социальных взрывов, связанных с ними. А главное — мы не знаем, как далеко пойдёт Запад в попытках помешать переизбранию Владимира Путина на пост президента. Это тоже тревожная ситуация. Кроме того, будет продолжаться изменение соотношения сил — Китай и Азия в целом будут подниматься, а Европа будет опускаться.

Прогноз записал редактор международного отдела News.ru Антон Мардасов

Сергей Марков
С. Марков