06 февраля 2018 в 08:00

Киев переключился на «войну» с союзниками

Почему конфликт Украины с европейскими соседями может выйти за рамки пропаганды

Президент Украины Пётр Порошенко Президент Украины Пётр Порошенко Фото: Социальные сети

Польша активно поддерживала Украину в осуществлении госпереворота, в позиции по Крыму и Донбассу. Однако с некоторых пор отношения между Киевом и Варшавой стали резко портиться из-за разных трактовок исторического прошлого.

Публично это проявилось ещё в декабре 2016 года, когда глава польской правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский на встрече с президентом Украины впервые произнёс знаменитую фразу: «С Бандерой Украина в Европу не войдёт». Сегодня впервые за последние годы гнев ярых сторонников Майдана в украинской политике направлен не на «агрессивную Россию», а на Польшу, чей парламент одобрил закон, предусматривающий уголовную ответственность за пропаганду «бандеровской идеологии», а также — за отрицание преступлений украинских националистов во главе с Бандерой (так называемый закон об Институте национальной памяти).

Президент Украины Пётр Порошенко выразил мнение, что этот польский закон не соответствует провозглашённым принципам стратегического партнёрства между Польшей и Украиной. Глава МИД Павел Климкин заявил, что идея польских парламентариев признать украинскую нацию «преступной», что отражено в законе об Институте национальной памяти, ведёт в никуда и провоцирует ответную реакцию. По словам спикера парламента Андрея Парубия, 6 февраля Верховная рада Украины примет заявление, в котором выразит свою позицию относительно польского закона о запрете «бандеровской идеологии».

Верховная рада Украины Верховная рада Украины Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Sergii Kharchenko

Как отметил секретарь государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти участников «АТО», жертв войны и политических репрессий Святослав Шеремет, в ответ на решение польского парламента на Украине инициируют закон, «позволяющий арестовывать поляков, отрицающих оккупацию Галичины». Бывший министр обороны Украины генерал армии Александр Кузьмук, по сути, повторяя риторику ряда украинских официальных лиц, заявил, что работающие в Польше украинцы — «заробитчане» — могут «схватиться за колы», если начнут сводить исторические счёты.

О том, что закон может негативно сказаться на украинских трудовых мигрантах, заявил и украинский вице-премьер Павел Розенко: «Неконкретные нормы или нормы, которые требуют дополнительной трактовки, на самом деле могут представлять угрозу для наших сограждан, которые работают в Польше или пытаются просто поехать в Польшу для туристической экскурсии или какой-либо бизнес-поездки». Как отмечает портал «Страна» со ссылкой на экспертов агентства по трудоустройству Personnel Service, в каждой второй польской фирме работает уроженец Украины, а в общей сложности у поляков трудится около 1,5 миллиона украинцев. Причём после введения безвиза наплыв украинских рабочих в Польшу только увеличился.

С одной стороны, польско-украинское обострение отношений — электоральная тема, поскольку отражает внутренние политические расклады как на Украине, так и в Польше — накануне предстоящих в следующем году парламентских выборов в обеих странах. А следовательно, чем ближе к выборам, тем отношения между Киевом и Варшавой будут обостряться в публичном ключе. С другой стороны, есть несколько факторов, повышающих реальный градус конфронтации.

Во-первых, украинские власти сами подогревают этот конфликт различными «бандеровскими маршами» и переименованием улиц в честь боевиков ОУН-УПА (Верховным судом РФ их деятельность признана экстремистской) и т.д. И это на фоне сообщений о подготовке Польшей резолюции в Совет Безопасности ООН, где она скоро будет председательствовать, о запрете ОУН-УПА.

Во-вторых, к проблемам Украины с Польшей присоединяются проблемы Украины с Венгрией и Румынией. В недавней ситуации вокруг языковой политики в местах компактного проживания нацменьшинств Киев откровенно сдал назад — Министерство образования Украины отложило до 2023 года вступление в силу закона после того, как эти страны пригрозили пересмотреть соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Напомним, что на следующий день после одобрения скандального «языкового» закона украинским президентом министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто официально заявил, что решение Порошенко — «стыд и разочарование» и что «Украина может забыть об интеграции в Европу».

Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто Фото: Global Look Press/dpa/Rainer Jensen

В-третьих, на Украине всерьёз подозревают своих соседей в том, что Венгрия претендует на Закарпатье, Румыния заглядывается на Буковину, а Польша имеет виды на Западную Украину.

Так, экс-депутат Рады Спиридон Килинкаров заявил, что по мере того как Украина будет слабеть экономически и политически, Польша будет подготавливать юридические основания, чтобы забрать некогда принадлежащие ей земли, которые на данный момент входят в состав Украины. А националист, экс-депутат Верховной рады Юрий Михальчишин добавил, что Польша уже ведёт гибридную войну против Украины и готовится заявить о своих территориальных претензиях на западные области бывшей советской республики. «Остальные члены Евросоюза делают вид, что никакой проблемы нет, и, скорее всего, проигнорируют даже прямой конфликт Киева и Варшавы», — отметил он.

Первый заместитель главы Госкомитета по теле- и радиовещанию Богдан Червак призвал Верховную раду начать свою работу с безотлагательного принятия закона «Об ответственности за непризнание ОУН и УПА борцами за независимость Украины». По его мнению, такая жёсткая и государственная реакция на польский вызов «угомонит не только Польшу, но и других соседей, в частности Венгрию и Румынию, которые также не скрывают своих имперских амбиций».

Эти заявления можно было бы не воспринимать всерьёз, если бы в каждом из перечисленных районов Украины не работали бы фонды и НКО, агитирующие местных жителей за позицию соседнего государства, и не проводилась бы активная паспортизация населения. В этом плане Украине важно не переборщить с ответной и воинственной риторикой, а то она рискует лишиться поддержки стран, которые как минимум помогали ей с комплектующими для ведения войны в Донбассе.

Антон Мардасов
А. Мардасов